Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Совместимы ли бизнес, экология и духовность?


Под экологическими проблемами в настоящее время понимают не только охрану природы и ликвидацию отходов, но и целый комплекс взаимоотношений Личности и Окружающей Среды. Культура, политика и экономика, да и вообще любая сфера деятельности, возможная в нашем Земном Доме, относится к взаимодействию Человека со всей структурой Мироздания. Образование, наука, искусство – также неотъемлемые составляющие этого процесса познания человеком окружающего мира. И кто же будет спорить, что без них человечество просто перестанет исполнять своё главное предназначение на Земле.
Но возникает до боли знакомый аргумент: до экологии ли, до образования, если только-только начали есть досыта, да и то ещё не все? Но когда же настанет тот момент, когда можно будет сказать: "Все! Проблемы желудка решены, вкладываем средства далее в Человека'?
Один из самых «жгучих» вопросов современной российской действительности – а почему педагоги и врачи, деятели науки, искусства, культуры – ныне самые малоимущие слои населения? И ностальгия по советскому времени – во многом по этой самой причине.
Так почему же наше государство забыло о, казалось бы, самом очевидном – о воспитании детей? И почему об этом не забывают другие страны? Только ли потому, что там «правительства умнее»?
Чтобы ответить на данные вопросы, проследим историю последних 10 – 12 лет!
Получил торгово-ростовщический капитал в начале 90-х годов "карт-бланш" и выполнил свою историческую миссию и стратегическую задачу, - наполнил пустующий рынок России товаром. Хотя и сомнительное было качество, тем не менее, была снята реальная угроза голода, а с ним, и возможность гражданской войны. А чем торговцы и ростовщики знамениты, известно всем: быстрым оборотом капитала. Самые «резвые» доводили это время оборота до нескольких часов.
Ростовщик еще чем славен –он заинтересован в максимальной бедности своих клиентов, - когда человек закладывает в ломбард последнее и никогда назад не способен выкупить. Умение обманывать для ростовщика – один из элементов квалификации. Приснопамятные финансовые пирамиды помнят, наверное, все!
Но... ни человек, ни общество (по Высшему предназначению) не может стоять на месте. Пришло время подняться на новый уровень - промышленного развития! Но этот уровень уже предполагает более длительное время оборота – до нескольких лет, и значит, требует особого, системного стиля мышления.
Но новые вопросы вызывают недоумение до сих пор:
- Почему на фоне «обвала» во всех сферах жизни страны число престижных иномарок на улицах городов России явно «бросается» в глаза? А Канарские и прочие острова, заполонили «новые» русские, в буквальном смысле слова сорящие деньгами?
- Почему на улицах городов России продолжают греметь выстрелы, уносящие жизни выдающихся бизнесменов, а народ взирает на это удивительно спокойно?
- И когда прекратится поток возникающих на пустом месте фирм с грандиозным капиталом и «обваливающихся» буквально на следующий день?
Кто-то, конечно, может сказать, что упоминаемый беспредел уже позади, страна выходит на новый экономический и политический уровень. Однако, нет ли в этих взлётах и падениях, некой закономерности?
Вначале согласимся с тем, что этот самый промышленный уровень развития не может просто вырасти из предыдущего, ростовщического. Речь идет о принципиальной смене парадигмы мышления, приоритете долгосрочных вкладов над краткосрочными.
К примеру, промышленник, приступающий к строительству завода, не может не думать о будущем. О покупательской способности населения. Он заинтересован и в социальной стабильности, и в способности народа приобретать товары высокого потребительского качества.
Таким образом, всесторонне высокий уровень жизни населения, - гарантия высоких доходов промышленника. А высокий уровень жизни неотрывно связан с высоким же уровнем образования и всего, что с ним связано. Высокотехнологичные товары может приобретать исключительно высокообразованный человек. А его ещё и воспитать предварительно надо.
Более того, вклады в науку, в культуру, в образование считаются сверхрентабельными, но приносят 50-кратную (!!) прибыль не ранее чем через 25-30 лет. Но только истинный патриот, не мыслящий себя и своих детей вне своей страны, не считающий деньги высшим мерилом благополучия, способен на подобные инвестиции.
Именно в этом корни знаменитого российского меценатства второй половины теперь уже позапрошлого века. Вряд ли начинающие промышленники (вчерашние купцы (!!)) логически простраивали закономерность 25-30 летнего финансирования. Однако "душой чуяли" и щедро вкладывали часть своей прибыли в науку, в искусство, в образование. И им воздавалось сторицей.
И в какой-то момент нынешний руководитель, принимающий решение, должен сделать моральное усилие и сказать: до сего дня приоритетом для нас был торговый капитал, с сего дня - промышленный! Для того, чтобы не опоздать уже «послезавтра» задуматься всерьез о культурном капитале.
А сегодня уже назрел выбор: вчерашние воротилы торгового бизнеса должны либо принципиально измениться как по структуре, так и по идеологии, либо уйти как с рыночной, так и с политической арены!
Итак, нынешний приоритет - долгосрочные вклады как в промышленность, так и в науку, образование, культуру, здравоохранение, т.е. вклад в человека.
В этом предложении фактически ничего нового нет. Уже упоминавшиеся события второй половины XIX века яркое этому подтверждение. Российские купцы (староверы, в большинстве своём), во всем желая сравняться с дворянством, безнадежно проигрывали последним по таким факторам, как происхождение, наличие родовых поместий и образованности. И тогда главными "козырями" выдвинули честь, строительство заводов и меценатство. Слово российского купца, которое крепче подписей и печатей, стало символом эпохи как в России, так и во всем мире. Оставить после себя на своей земле слаженное производство, созданное на "пустом месте", стало для купца-промышленника главной целью жизни. Желая "отблагодарить Бога" эа удачу в делах, купцы щедро жертвовали на строительство храмов. Построенные именно таким образом соборы не поддались даже в черные тридцатые годы.
А самое главное, ещё раз напомним, не боясь повториться, купцы-промышленники, желая продлить жизнь своего имени, вкладывали средства в те самые науку, искусство и образование, т.е., говоря экономическим языком, инвестировали проекты с 20-З0-летним циклом самоокупаемости. (Периодический закон Д.И. Менделеева, совершивший переворот в химии, получил права гражданства именно в эти годы, а полуграмотный по современным меркам купец Третьяков в настоящее время – визитная карточка Москвы).
Вольно или невольно российские купцы исполняли открытый много позже Генри Фордом закон 40%. Суть последнего, как известно, в том, что любая фирма, желающая существовать достаточно долго и процветать, обязана не менее 40 % от прибыли вкладывать в рекламу. Но поскольку в России, в отличие от западных стран, «прямая» реклама никогда не срабатывала, оптимальным вариантом здесь является добрая слава, т.е. знаменитая, уже упоминаемая благотворительность!
Нередко ставят вопрос так: а почему наше государство не занимается данным вопросом, как это делается во всех «развитых странах»? Собирают же там налоги, достаточно скромные, и инвестируют все эти направления. Но… в России эта схема не срабатывает. Почему? А всё дело в том, что структура и состав нашего общества принципиально иные. Пусть это не выглядит «квасным русским патриотизмом», но следует напомнить цифры, известные всему миру, но почему-то замалчиваемые в России.
А факты таковы: за последние 150 лет 6% населения Земли (проживающие на территории Царской России и бывшего СССР, либо «русские» эмигранты) подарили человечеству 70% (!) новых идей. И не оскудела наша земля за последние годы!
Именно с этим товаром и следует России вступать во Всемирную Торговую Организацию. И будем мы там с этим товаром практически монополистами.
А откуда это богатство? Да просто слишком много по сравнению с другими странами на нашей земле (в зоне рискованного земледелия) граждан с творческими способностями и это тоже не случайно. Напомним малоизвестную в обществе истину, что из полутора десятков ведущих стран мира Россия – единственная, расположенная в так называемой «зоне рискованного земледелия». 64% нашей территории официально приравнены по условиям к районам Крайнего Севера. А экономически это означает, что себестоимость, к примеру, промышленной продукции, по некоторым оценкам превышает европейскую в 14 раз. (!!) Во многих регионах России «день прожить – уже работа»!
И выходит на первый план не столько высочайший профессионализм, сколько ежедневная смекалка. Вот почему в России, как нигде, высока потребность в творческих личностях. И не только в сферах науки и высоких технологий, но и в обыденной жизни. В России рядовой техник, продержавший в суровую зиму систему отопления без аварий – уже герой-мыслитель.
А чтобы он таковым стал, необходимо соответствующая система массового образования и воспитания. И в Советском Союзе, что бы там ни говорили, она была. Уровень подготовки наших специалистов не оспаривается во всем мире.
Вот только хватит ли 13 % на то, чтобы насытить всех «духовно страждущих»? В Европе – хватает, в России же – увы...!
Кстати «абсурдное» недавнее 80-90% от прибыли налогообложение и было наивной попыткой решить эту проблему. Но какой же предприниматель «из под кнута» пойдет на такой шаг? Тем более, если лишается возможности контроля за использованием этих средств? А вод инвестирование конкретного живого человека – носителя идей, работающего в «тандеме» с самим предпринимателем – принципиально иное дело.
Кстати, не будем смешивать российскую благотворительность со спонсорством. Последнее, при всём уважении - простой дар, нередко в целях саморекламы. Меценатство же - долгосрочная инвестиция, вклад в будущее своих же детей. Если, конечно, они будут жить на Родине. Да и на законодательном уровне кое - что уже сделано. Налогообложение, как известно, благотворительную деятельность явно поощряет. Это же вложение в свою землю! Второй, как известно у нашего человека никогда не будет. Только обустроив эту, он найдет свое счастье!
В заключение задумаемся еще над одним вопросом. Откуда же у пресловутых "новых русских" те самые бешеные деньги? Работают они лучше зарубежных коллег? Вряд ли! Им даны Отцом Небесным деньги и право ими распорядиться. А они просто тратят эти 40 % от прибыли "на ветер". Либо вынуждены вкладывать их в охрану. Насколько она действенна, - общеизвестно. А конец, у нарушающих подобные законы, увы, печален! Приходит налоговик, либо злодей, а нередко и партнёр вдруг «выгребает кассу» и исчезает! Круг замыкается. А ведь разорвать его достаточно просто: надо всего лишь отринуть ценности вчерашнего ростовщического дня и вступить в день завтрашний – промышленный, научный и культурный.
Истинные хозяева России, понимающие динамику процессов за последние 15 лет, не сидели на месте. У них есть, что сказать и даже показать! Свои вклады, достаточно существенные, они уже вложили. Как то почти не заметно наш сравнительно маленький город (1,3 млн. населения) всё чаще звучит на культурном федеральном уровне. Авторы не только выжили, но и многое успели сотворить. Значит, кто- то их поддерживал.
Приведу пример, взятый из экономического обозрения, прозвучавшего около двух месяцев назад по всероссийскому радио. Если на федеральном уровне в 93-95 годах проекты, со временем оборота капитала свыше полутора лет даже не принимались к рассмотрению, то ныне это максимальное время оборота увеличилось до 12 лет.

2002–2003 гг.
Чеурин Геннадий Семёнович

Последнее обновление ( 23.12.2011 г. )
 
« Пред.   След. »