Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

"Русская традиционная культура путешествий"

Приложение к Удостоверению III ранга
Центра Экологического Выживания и Безопасности
(Приложение не предоставляет права проведения занятий)

«РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПУТЕШЕСТВИЙ»
("Экологическое выживание" (ЭВ))
Учебно-тренировочный семинар для специалистов и населения по освоению навыков предотвращения чрезвычайных ситуаций, выживанию в природных и социальных экстремальных ситуациях и воспитанию экологического системного мышления.
Продолжительность: 150 часов.
Лекции-55, практических занятий -95.
Состав слушателей: Группы по 8-20 человек (одного уровня физической и профессиональной готовности).
Содержание конкретных занятий (не менее 36 часов) определяется для группы путём анкетирования и собеседования. Выдается удостоверение, предоставляющее право на проведение занятий в общеобразовательных школах по курсам Основы Безопасности Жизнедеятельности и Экологии. Сертификат № 271 от 03.07.02 Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Повышение квалификации методистов и преподавателей курса ОБЖ и Экологии).

1. Вводная лекция-беседа (выживание при полном отсутствии оборудования, снаряжения (в т.ч. медикаментов) и подготовки (на основе этнического опыта коренных, народов Севера, Урала и Сибири) - ( 7 / -) часов
Причины возникновения чрезвычайных ситуаций; факторы тревожности человека; понятия экстремальных условий (ЭУ) и экстремальных ситуаций (ЭС), "натуралистическая", "созерцательная" и "деятельностная" методики преодоления ЭС; условия совместимости и несовместимости методик в странах Запада, Востока и в России.
Методики выживания коренных северных народов; история создания и формирования курса "Экологическое выживание", экологическое мышление как основной принцип выживания, три методики воспитания экологического мышления – промышленная, популяционная и системная.
Климато-географические условия России как факторы формирования российских традиций жизнеорганизации.
Обзор методических пособий и Российской литературы по теме. (демонстрация библиотеки Центра ЭВБ-280 изданий).

2 Древнероссийские методики выживания - (3/-) часа.
Связь северных и российских традиций; казачьи методики воспитания воина-путешественника; роль народных сказок в воспитании личности безопасного типа, дохристианские и православные традиции сохранения жизни и здоровья.
Роль «зоны рискованного земледелия» как системообразующего фактора формирования русского (российского) характера; многонациональность понятия русскости и российскости.
Психофизиологические особенности, свойственные восточно-европейскому, уральскому и сибирскому населению.

3.Проблемы всемирного экологического кризиса - ( 2 / - ) часа.
Международные Экологические Конференции ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года и Йоханесбурге 2002г. Концепция устойчивого развития и ее кризис. Алармистский (катастрофический) и оптимистический прогнозы развития человечества в XXI веке.
Роль и место России в мировом сообществе на пути разрешения экологического кризиса.
Фактор северных территорий. Опыт зарубежных стран в использовании этнического опыта.

4.Методика проведения походов без специального оборудования и снаряжения —( 4 / - ) часа.
Принципиальное отличие методики «ЭВ» от классического туризма.
Специфика обеспечения безопасности участников занятий.
Принципы взаимодействия воспитанников и инструкторов.
Принципы формирования одновозрастных групп; особенности работы со взрослыми и детьми; понятие "тайна группы", роль и значение инструктора-наблюдателя.
Роль и место тренировочных походов на природе в структуре курсов ОБЖ и экологии.

5.Нравственное и половое воспитание в различных культурах - ( 4 / - ) часа.
Традиции нравственного и полового воспитания в натуралистических, созерцательных и деятельностных системах жизнеорганизации.
Древнерусское половое воспитание; роль детских и юношеских игр; ритуалы народных праздников как системы нравственного воспитания; тайна (таинство) как неотъемлемый элемент российской культуры
Исторические примеры правильного и неправильного полового воспитания в России.
Современное состояние проблемы.
Несовместимость различных методик нравственного и полового воспитания; необходимость их совершенствования и сосуществования в России и других странах.

6.Первая помощь без лекарств и фитотерапии — ( 2 / - ) часа.
Возможность оказания первой медицинской помощи без лекарств по натуралистической, созерцательной и деятельностной методикам; бытовые приемы; фитотерапия.
Необходимость предварительного нравственного воспитания по российским методикам; резервы человеческого организма; взаимопомощь; роль общинности.

7.Тренировочный поход без снаряжения в экстремальной природной среде (по методике экологического выживания) — ( 3 / 56 ) часов.
Возможность жизнеобеспечения без специального снаряжения; совершенствование повседневной одежды; утепление жизненноважных органов тела.
Разведение костра в сложных условиях, ночью, из сырых дров, под дождем, в условиях снегопада; устройство укрытия зимой и летом при наличии, а также при отсутствии топора и пилы; долговременный костер; организация ночевки; само- и взаимосогревание.
Подача сигналов бедствия; организация питания при отсутствии запасов продовольствия (не используя приемы охоты и рыбной ловли).

8.Рефлексия (разбор) похода - ( 3 / 4 ) часа.
Принципы организации рефлексии; роли участников; обсуждение событий, произошедших в тренировочном походе.

9.Приемы выживания в зимнем лесу без снаряжения - ( 1 / - ) час.
Авторский видеофильм. (Чеурин Г.С., Смолин П.П.) "Выживание в зимнем лесу без снаряжения", 30 мин. Разведение костра в особо сложных условиях (теория и практика).
Устройство укрытия и долговременный костер из толстых сухих бревен (нодья) при отсутствии топора и пилы.

10. Правила поведения в горах – ( - / 1 ) час.
Принципы формирования групп; передвижение по склонам гор; правила само-и взаимоторможения при падениях на снежных и травянистых склонах;
действия по командам "срыв" и "камень".

11.Плавание в экстремальных ситуациях - ( - / 8 ) часов.
Принципиальное отличие спортивного плавания и плавания в ЭС.
Определение способности плаванию в ЭС; плавание с сохранением одежды сухой;
Плавание в легкой одежде; плавание в тяжелой одежде и обуви; организация обучающих игр на воде. Правила поведения на болотной трясине.

12. Основы системотехники - ( 3 / - ) часа
Критерии устойчивости системы, закономерности трансляции информации.

13.Российская конфликтология, поведение в экстремальных социальных ситуациях -(2/5) часов.
Введение в конфликтологию ключевые конфликтные слова
Натуралистическая, созерцательная и деятельностная методики преодоления социальных ЭС; демонстрационная игра первого уровня (мозговой штурм и выявление ключевых конфликтных вопросов).
Конфликтные и комплиментарные методики общения.

14. Организационно - деятельностная игра (.моделирование конфликта, принятие индивидуального, коллективного и общинного решений) - ( 3 / 10 ) часов.
Понятие организационно - деятельностных игр (ОДИ); распредмечивание группы. Необходимость проведения ОДИ как системообразующего звена в курсах ОБЖ и экологии.
Шесть уровней проведения игр: мозговой штурм, деловая, ролевая, имитационная, креативная, оргдеятельностная и мыследеятельностная игры.
Демонстрационные игры: второго - третьего уровней — принятие группового решения; игры четвертого и пятого уровней. – ролевая, имитационная и креативная; рефлексия игры.

15 . Проблемы общения в экстремальных ситуациях - ( 3 / - ) часа.
Закономерности трансляции и восприятия информации.
Командные, индивидуалистские и эмпатийные методы общения в ЭС;
Различие общения в повседневной обстановке, в ЭУ и ЭС; традиции обращения к личности в различных ментальностях.
Сакральная и профанная инвективная вокатива (ИВ) как элемент общения в ЭС,
ИВ как элемент русской мужской культуры; связь ИВ с ритуалами древнерусских праздников; закономерности и табуированность применения ИВ.
Причины возникновения деструктивного поведения. Возможность предотвращения терроризма.
Язык жестов; различие языка жестов у разных народов; формы выражения благодарности за действия в ЭС у различных народов; древнерусские и православные методики общения.

16. Закономерности формирования группы в различных сообществах - ( 1 / - ) час.
Критерии жизнеспособности группы, необходимые и достаточные роли;
Выбор стратегий поведения; натуралистический, созерцательный и деятельностный подходы к формированию группы.

17. Постэкстремальные процедуры — ( 3 / 6 ) часов.
Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР);
Кратковременные и долгосрочные ПТСР; понятие "длинного стресса"; пассивная и активная реабилитации.
Физиологические процессы, происходящие в организме человека в "штатном" режиме, при стрессе, в постстрессовой обстановке; различие "мужского" и "женского" стрессов.
Традиционные ошибки в процедурах реабилитации; алкоголь и реабилитация. Возможность предотвращения ПТСР; имеющиеся в наличии народные традиционные средства; русская баня как элемент национальной культуры; различные функции бани у разных народов; баня туристическая; особенности зимней бани; эквиваленты бани.
Школа "Аутуорд-баунд" как пример деятельностной, активной реабилитации; Российские аналоги и апробации; роль климатогеографических условий при проведении реабил итационно - восстановительных процедур.

18. Предотвращение зависимостей от психоделиков — ( 3 / - ) часов.
Роль психоделиков в древних культурах; закономерности их применения; психоделики биологические и химические; существующие ограничения на применение; недопустимость использования несвойственных определенным культурам психоделиков.
Существующие методики замещения; стрессовые, эмпатические, душевные и духовные заместители психоделиков; возможность предотвращения зависимостей.

19.Оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи - ( 3 / 8 ) часов.
Проводится специалистами, имеющими лицензию на медицинскую преподавательскую деятельность.

20.Проблема "информационного взрыва" - ( 5 / - ) часов.
Переизбыток информации как причина стресса; "вечные вопросы", их роль в формировании сознания в натуралистических, созерцательных и деятельностных обществах; скрытый смысл сакральных текстов; причины суицида и возможность его предотвращения.
Методика поиска ответов на жизненно важные вопросы в натуралистических, созерцательных и деятельностных философиях и мировоззрениях.
«Зоревая» история России.
Одно - и многоосновные сообщества; многоосновность России; возможность снижения информационной нагрузки на личность в социальных ЭС.

21. Заключительная пресс-конференция, ответы на вопросы, вручение удостоверения — ( 2 / - ) часа.

ИТОГО:(55/95) часов
Всего : 150 часов
Автор и ведущий программы: Чеурин Геннадий Семёнович

Россия 620014, г. Екатеринбург, ул. Чернышевского 1., Пушкина 4, (343) 371 30 55
Тел. факс: (343) 376-46-64, 376-49-95, 376-33-75 (343) 322-00-54 (дом.)
E-mail: cheurin@gmail.com,  www. sibir-put.ru

 

Последнее обновление ( 23.12.2011 г. )
 
« Пред.   След. »