Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

От замерзания спасет кирпич.

Рубрика: Безопасность жизни
От замерзания спасет… кирпич
   Зима. К сожалению, вполне стандартная ситуация: водитель, едущий на автомобиле через лес по заснеженному шоссе, попал в чрезвычайную ситуацию – по той или иной причине застрял на дороге и теперь вынужден какое-то время (может быть и достаточно длительное) провести в одиночестве, в лесу. Как поступить, чтобы максимально комфортно (если так можно выразиться) пережить вынужденный простой, что лучше предпринять, как подготовить и себя и автомобиль к долгому пребыванию на морозе? Отвечает Геннадий Семенович Чеурин, почетный полярник, автор и ведущий семинара «Экологическое выживание».
   - Описанная вами проблема - именно российская. Ведь случившиеся на европейской дороге мелкая поломка или снежный занос не так страшны, потому что, скорее всего не далее, чем в двух-трех километрах от вас окажется какой-либо населенный пункт. А с нашими российскими расстояниями, состоянием дорог и уровнем связи та же ситуация становится довольно проблематичной. И даже если удастся вызвать помощь по сотовому телефону, то во время поземки, даже если к вам на помощь вылетит спасательный вертолет, еще не факт, что он вас найдет!
   Водители-дальнобойщики, например, свой автомобиль оборудуют как хорошую квартиру. Но это уже из области специально подготовленного снаряжения и большого опыта выживания. Ну, а остальным, как говориться, надо ориентироваться на то, что Бог пошлет. А именно на то, что обнаружится в вашем рядовом «жигуленке».
   Хорошо, если при вынужденной остановке в машине продолжает работать мотор - вы можете отсидеться, но не надо забывать, что в стоящий на месте автомобиль могут попасть газы из выхлопной трубы. Чтобы этого избежать нужно, как минимум, ставить автомобиль «носом» на ветер. Ну, а если вас уже занесло и машину не развернешь? В данном случае, как это ни жестко звучит, более надежно выключить двигатель. Однако тогда через 20-30 минут в автомобиле будет забортная температура и придется выйти на улицу.
   - Хорошо, как  же спасти себя от переохлаждения?
   - Надо в первую очередь принять меры по дополнительному утеплению своего тела, первым делом головы, запястий рук и ног. Чем угодно, как угодно следует максимально закутать голову, потому что именно через нее организм теряет до 70% тепла, через 3-4 часа весь запас тепла истощится, и может наступить так называемая вторая стадия охлаждения, а за ней и третья, самая опасная. Необходимо обязательно утеплить запястья рук, которые обнажаются и мерзнут при любой работе, особенно со снегом. Редко кто заранее готов к такой ситуации и успел подшить к краю рукава свитера петлю из тесьмы, чтобы при случае зацепить ее за большой палец руки и уж наверняка укрыть запястье от снега. Поэтому вместо заранее подготовленной петли рекомендую просунуть палец в отверстие под манжетом рубашки. Или, наконец, прогрызть край свитера, а в образовавшуюся дырочку просунуть палец.
   И, наконец, ноги. Если вы ходите по снегу, обувь промокает, теплопроводность ее повышается, и ноги замерзают с катастрофической быстротой. Секрет очень прост – надо надеть поверх обуви бахилы (грубо говоря, мешки на завязках), которые можно приготовить заранее, сшив из брезентовой ткани, или же изготовить на месте из любого подручного материала. Человек соображающий может сделать это без проблем, хотя есть и специальная технология изготовления бахил из мужской рубашки (интересующиеся могут обратить прямо ко мне). В такой обуви можно спокойно «шастать» даже по очень глубокому снегу – обувь останется сухой, а ноги теплыми. Слой воздуха между ботинками и бахилами станет главным сохранителем тепла.
   Но ни в коем случае не изготовляйте бахилы из полиэтиленовых мешков. Ноги через 30-40 минут уже промокнут. Дело в том, что на морозе человек интенсивно излучает тепло, выделяет пот, далее – известно что бывает.
   По этой же причине на морозе желательно сразу же просмотреть всю одежду и избавиться от синтетической, особенно нижнего белья. Все это годится на чехлы, но не более того.
   Теперь, утеплившись, можно принимать самое главное решение – оставаться возле автомобиля, или идти в лес. В том и в другом варианте есть свои плюсы и минусы. Пожалуй, единственный плюс нахождения возле автомобиля – это ощущение его как некоего второго дома. Но минус в том, что на трассе всегда сквозняки, и ветер во много раз усиливает охлаждающую силу мороза. К тому же автомобиль, как известно, железный и как любое железо буквально оттягивает тепло от человека.
   Если все же решили за автомобилем спрятаться от ветра, то стоит сделать его обваловку – присыпать с одной стороны снегом, а с противоположной устраивать себе «закуток». Причем от машины лучше отгородиться наклонным пологом (любой кусок ткани).
   И, как бы то ни было, вам придется подумать об огне. Тут минус нахождения у автомобиля – отсутствие дров. Нередко люди начинают сжигать внутреннюю обивку автомобиля либо даже запасное колесо (если, конечно, материальное положение позволяет). Но не надо забывать о том, что в этих вещах использованы синтетические материалы и добавки, а при их сгорании выделяются отравляющие вещества, которые по своему действию могут быть приравнены даже к боевым. В результате может произойти сильнейшее отравление. То же самое касается и попыток разжигания костра бензином.
   Вообще, сырые дрова, найденные на обочине дороги, от бензина никогда не загорятся, так что разжигание костра с помощью бензина несет с собой только опасность и никаких других эффектов.
   Одно можно посоветовать. В Забайкалье и в Монголии, в степях, там, где дрова найти вообще сложно, шофера-дальнобойщики специально держат в машине кирпичи. Кирпич готовится заранее – вначале тщательно сушится, можно даже прожарить его в печи, потом остудить, а затем поместить на 2-3 дня в бензин, либо в дизельное топливо. Кирпич тщательно пропитывается и при необходимости 3-4 кирпича, составленные пирамидкой, горят без перерыва 7-8 часов. Кирпич в автомобиле много места не займет, да и вообще он многофункционален – при застревании его можно под колесо подложить. Если кирпич не прошел «спецподготовки», можно прямо на месте намочить его в бензине и час-полтора он погорит. Единственное предупреждение: только что прогоревший кирпич, еще горячий, ни в коем случае сразу не опускайте в бензин! Будет вспышка, фактически мини-взрыв. Просто дайте кирпичу остынуть, а потом намачивайте снова.
   Ну, а, сев у костра, чтобы защититься от возможного снегопада, сделайте односторонний шалаш – хотя бы из тех же чехлов от автомобильных сидений. Можно вынести на снег и само сиденье, чтобы устроиться поудобнее.
   - А если пойти «зимовать» в лес?
   - Приняв решение отойти от автомобиля, вы приобретаете сразу, во-первых, отсутствие ветра, а во-вторых, массу предметов жизнеобеспечения. Прежде всего, сухие деревья или сухие ветки, располагающиеся внизу ствола - отличное топливо для костра. Только разводя костер на снегу, не забудьте подложить под него «подстилку» из веток, иначе на подмокающем снегу он быстро погаснет. Заботьтесь о костре буквально как о только что родившемся младенце, и тогда все получится.
   Кстати, под елями есть уже фактически готовые «берлоги», укрытые сверху большими ветками, а внизу без снега. Там можно хорошо укрыться от ветра и снега.
   Еще один плюс леса – возможность оказания экстренной доврачебной помощи при мелких травмах либо ожогах. Старайтесь это сделать в первые 5-6 минут после неприятного события. Последствия снижаются на порядок. А обработать ранку либо ожег в лесу можно смолой. Особенно хороша пихтовая, самая жидкая. Да и добыть ее просто – на коре пихты есть мягкие вздутия. Нажал пальцем – выступила капля смолы. Густую сосновую либо еловую предварительно можно пожевать.
   И еще, кстати, сосновые почки-свечи – неплохое пропитание, а кедровые – так те вообще деликатес.
   Очень важно, что, находясь в близком контакте с лесом, вы включите свои творческие способности, которые для российского человека являются главной гарантией выживания. Придумывается в лесу гораздо лучше, нежели в городе. Помогает и наличие кислорода, и наличие доброго отношения к лесу. Ведь лес всегда был рекреационной зоной для человека. В принципе вы даже можете превратить свое чрезвычайное происшествие в удобный момент, чтобы восстановиться. А принципиальная перестройка сознания с ощущения чрезвычайности на ощущение блага сама по себе поможет вам выжить.
   Более того, если вы попали в ситуацию не один и думаете не столько о спасении себя, сколько о спасении ближнего своего, добрый лес многократно умножит ваши творческие способности, и вы сам будете удивляться – откуда что пришло?! Откуда в вас появилась эта гениальность?!
 
Анастасия Радукина

 

Последнее обновление ( 05.03.2010 г. )
 
« Пред.   След. »