|
|
Особенности соблюдения правил уличного движения в России. |
Рассмотрим хрестоматийный пример: Полупустая улица, практически нет движения! Перекресток! Стоит группа пешеходов и терпеливо ждет “зеленый” свет. Нет ни одной машины, но с тротуара никто не двинется! Идиллия, совершенно естественная для цивилизованного законопослушного общества, как на Востоке, так и на Западе. Та же самая ситуация в “дикой” России! Под визг тормозов и забористую ругань водителей прямо на красный свет - теми же группами! Увы, ситуация также совершенно естественная! В чем же дело? В традиционном, как объясняют, массовом бескультурье?? И это в обществе, подарившем человечеству выдающихся гигантов мысли и духа?! Не упрощаем ли мы ситуацию таким объяснением? Прежде чем перейти к основной теме нашей работы, попробуем проанализировать описанную ситуацию. Какие же внутренние подсознательные мотивы “подвигают” граждан в России и “не в России” на подобные неадекватные поступки? Объяснить это явление можно, пользуясь гипотезой существования как минимум трех взаимоисключающих методик восприятия окружающего мира Заключается она в различной оценке проблемы сущности жизни, и естественно, ответа еще на один из “вечных” вопросов: “для чего человек живет?”. Различные варианты ответа сформировали взаимоисключающие культурно-исторические психологические типы как Личности, так и сообществ (психотипы). Господствующий в ряде стран Запада “натуралистический” (победительский) психотип предполагает в качестве оптимального варианта преодоления экстремальной ситуации (ЭС), опережающее насилие. Смысл жизни для него в “победительстве”. Данная методика достаточно хорошо отработана практически еще 200 лет назад в английской колониальной армии, воевавшей в Индии и Африканских странах. Самоценность окружающего мира сводится к “нулю”, смысл жизни - в поиске врага (соперника) и публичном его уничтожении. Эти методики выживания в огромнейшем количестве предлагаются нам ежедневно с экранов ТВ, а также в литературе. К глубокому сожалению, наши информационные программы (“Катастрофы недели” и др.) работают в этом же “русле” - формирования чувства страха как первичного и необходимейшего элемента выживания. Конечно, он имеет достаточно много преимуществ, в первую очередь - гарантии личного выживания. Основные “минусы” - выживание обеспечивается за счет “соседа”, за счет изъятия у него, либо из окружающего мира ресурсов. И не всегда это “стыкуется” с моралью. Вдобавок предел возможностей “натуралистики” ограничен заранее подготовленными снаряжением и тренированностью. Однако, как уже отмечалось, существует еще как минимум два принципиально отличных психотипа: “Восточный” (“созерцательный”) - основан на фундаментальной мудрости и умении в нужный момент отстраниться от окружающего мира и путем медитации получить необходимое знание. На Востоке господствует культ Учителя и посвящение всей жизни получению Высшего знания. Практически это проявляется во владении приемами экстрасенсорики, биоэнергетики и акупунктуры. “Созерцатель” за счет отстранения от окружающего мира “не усугубляет ситуацию” своими неверными действиями и нередко выигрывает именно за счет “пассивности”. А медитация, как уже говорилось, помогает “созерцателю” находить оптимальное решение. Но существует и другая сторона - за счет отстраненности от окружающего мира созерцатель спокойно “принимает судьбу”, т.е. при “запредельной” ЭС способен не сопротивляться смерти. Более того, он только в редчайших случаях приходит сам на помощь без просьбы! (Закон “самоискупления кармы”). И уж как крайняя мера - традиция решения проблемы ЭС через ритуальное самоубийство!1 И, наконец, “северный”, “деятельностный” психотип. В отличие от двух описанных, “деятель” окружающий мир считает изначально добрым, а его ”агрессию” по отношению к человеку - как естественную реакцию на несовершенное поведение самого человека, как сигнал к необходимости самосовершенствоваться. В этом моменте “деятель” практически един с созерцателем, но вследствие общинности своего характера зачастую “сам погибает, но товарища выручает”. Более того - положить живот “за други своя” - высшая доблесть!! Самоубийство же - тягчайший грех, т.к. жизнь дана для самосовершенствования и “уход от страданий” фактически означает уход от “духовного возвышения” - главной задачи жизни на Земле. “Деятель” считает, что окружающий мир, как Природа, так и Социум, создав для Человека проблему, сами же “подскажут” выход. Поэтому и возникает возможность получения необходимого знания “здесь и сейчас”, непосредственно “по ходу” ЭС. Основной недостаток “деятеля” - активно обращаясь “с добром” к окружающему миру, он нередко излишне “пристает с советом”. И естественно, недоумевает в случае отказа в принятии помощи. Тем не менее, именно такой стиль поведения позволяет “деятелю” (и не только ему) действовать в ЭС при полном отсутствии как оборудования, снаряжения, так и начальной, на уровне знания, подготовки. Достаточно настроить свою психику (и свой стиль поведения) на “генерационное мышление”. Автор данной статьи, изучив в свое время походный образ жизни северных народов*, а затем некоторые аспекты выживаемости, свойственные дохристианской, языческой Руси (и далее - православной), пришел к выводу, что Россия - не Восток (как считают на Западе), и не Запад (как убеждены на Востоке), и тем более не “прослойка” (тесно России “сидеть в щели”!). Россия - это Север**. 64 % нашей территории законодательно приравнены по условиям к Крайнему Северу. А Южные степные районы, также как и территории некоторых сопредельных государств, где традиционно проживают наши земляки, зимой от Северной тундры практически ничем не отличаются. Вот почему стремительное (!!) и мирное (!!) присоединение в свое время Сибири и Севера к России (вплоть до Аляски и Калифорнии) - явление далеко не случайное*** . Следует особо отметить, что психотип конкретного человека практически не зависит ни от национальности, ни от языка, ни от вероисповедания. Это генетическая предрасположенность. И нет “хороших” и “плохих” психотипов*. Все имеют свои как достоинства, так и недостатки. Но, совершенно очевидно, что методики обучения, примененные к иному психотипу, приведут в итоге в лучшем случае ко взаимонепониманию, в худшем - ко взаиморазрушению (!!). Последней проблемы практически не наблюдается в ведущих странах как Запада, так и Востока, где, до 90-95 % населения принадлежат к одному психотипу. В России же присутствуют (и вынуждены сосуществовать) в сопоставимых пропорциях, как минимум все три описанных психотипа! И без учета этого фактора, привлекая всего лишь одну методику обучения (“натуралистическую”) в качестве основной и ведущей, что мы можем получить в итоге? Становятся легко объяснимыми трудности преподавателей курса “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) в школе, когда они видят “пустые”, ничего не понимающие глаза многих учеников. “Натуралисты” принимают курс “на ура”, остальные же не хотят саморазрушаться. И тем более разрушать учителя! Однако в связи с этим следует отметить: принадлежность человека к конкретному психотипу - личная тайна человека, на уровне врачебной, если не выше. И “навешивание ярлыков” и “самодекларация” - недопустимы. Принятие человека таковым, каков он есть, понимание и невмешательство в его жизненные принципы - основа высшего взаимопонимания. Человеческая общность “евразийского” типа имеет в соотносящихся пропорциях все три психотипа. И поэтому в России, кроме “удовлетворения потребностей” всех без исключения психотипов актуален вопрос сосуществования трех взаимоисключающих (!) методик жизнеорганизации. Еще раз особо следует отметить, что во избежание конфликтов недопустима публичная дифференциация, необходимо прогнозирование, терпимость и уважение к мировосприятию “ближнего своего”. И Вы, согласившись с этой необходимостью, будете в первую очередь освобождены от разочарований по поводу несбывшихся ожиданий. Продифференцировав таким образом упоминаемую ситуацию “перекресток” на Западе (“З”), Востоке (“В”) и в России (“Р”), мы приходим к выводу, что одно и то же внешнее действие - терпеливое ожидание зеленого - вызвано совершенно различными внутренними побуждениями. Так же как и нетерпение - совершенно непохожим “третьим” фактором: - “З” - ценность моей жизни - превыше всего. С утратой жизни однозначно утрачивается возможность победительства. Даже малейшая опасность приводит к огромному риску потерять все! - “В” - в собственном Я заключен весь космос. Мне некуда спешить, т.к. все проблемы мира - во мне. Самосозерцанием можно заниматься в любой точке пространства, в любое время, в т.д. здесь и сейчас. А любое волнение может помешать этому священному процессу. - “Р” - жизнь коротка, успеть надо много, не явившись вовремя, я заставляю страдать моих ближних. Риск не успеть исполнить свое предназначение, упустить эмоциональный момент может быть единственный в жизни, слишком велик даже по сравнению с риском смерти (Конец классификации). Еще раз возвращаясь “на перекресток” можно предположить соответствующую реакцию на стандартный плакат “Выиграешь минуту - потеряешь жизнь!”. “З” - да, конечно, минута ничтожна по сравнению со сверхценностью - моей жизнью (вывод - надо стоять, даже если нет ни одной машины на дороге) “В” - какими ничтожными проблемами озабочен мир? Разве есть проблемы вне меня? Любое резкое движение может нарушить мое самосозерцание. Лучше уж не вмешиваться и постоять, лишний раз подумать о своем . . . “Р” - как же я раньше не догадывался - боялся ничтожного риска потерять жизнь и упустил огромное количество драгоценнейших творческих минут общения и возможного совместного созидания. И возможно упускаю подобное мгновение сейчас! Немедленно бежать! Вперед! Т.о. один и тот же текст на плакате: - “западника” - дисциплинирует; - “восточника” - не затрагивает в принципе; - “россиянина” - провоцирует на “рывок на красный”. А что же делать “в России”? Вариант решения: Текст плаката: “Пешеход! За рулем возможно, ближний твой! Пожалей, сбереги его спокойствие!” Кстати, вопрос к читателю: как по Вашему, на подобный текст отреагирует “Западник” и “Восточник”? Чеурин Геннадий Семёнович 03.01.2003
|
Последнее обновление ( 05.03.2010 г. )
|
|
|