 |
|
«Северный менталитет и особенности антикоррупционной деятельности в России»(2004) |
Чиновник, мыслящий творчески - это фантастика? Тема сегодняшнего материала – пресловутая взятка. Почему Россия всегда славилась беспредельным мздоимством? Возможно ли изменить ситуацию? Говорит постоянный респондент нашей газеты по многим вопросам, касающимся русской и российской жизни, Геннадий Семенович Чеурин. По его определению взятка – преступление без пострадавших, где обе стороны не только являются преступниками, но и несут наказание, независимо от того, стало их деяние достоянием гласности или нет.
- Борьба с коррупцией уходит своими корнями в далекое прошлое, в те еще времена, когда Иван Грозный вводил опричнину – как раз для того, чтобы бороться с мздоимцами. Но дело завершилось тем, что, воспользовавшись моментом, одни бояре, «царскими руками» порубили головы другим боярам!.. Общеизвестна и притча о том, как Петр I хотел издать Указ о том, чтобы взяточников и казнокрадов вешать на месте без суда и следствия. На что один из придворных резонно заметил, что «Вы, мол, Государь, рискуете вообще остаться без подданных». В России, по сравнению с другими странами, масштабы коррупции приобрели просто дикие формы. В тех же 90-х годах, к примеру, совершенно спокойно даже в телефонных разговорах обсуждали вопросы «оплаты без оформления», иначе - через взятку. Или так называемый «откат», когда лицо, принимающее решение о выделении средств (в первую очередь из государственного бюджета), оговаривало процент этих средств, который он получит лично. Откуда эти «традиции», эта вседозволенность? И почему даже силовым путем ее невозможно остановить? Согласитесь, само доказательство взятки – очень сложный процедурный вопрос. Ведь реально до суда можно довести только пойманного с поличным, это значит, - в следующее же мгновение после факта получения взятки необходимо войти в кабинет мздоимца и тут же составить протокол. - Ну тогда как же бороться со взятками? - Сама идея «борьбы», увы, не пройдет. Уж если именно в России за полтысячи лет ничего не решили силовыми методами, то чего ждать сейчас? Страх наказания, как средство воздействия, в России также малоэффективен. Нередко в ответ на страх начинается «игра в поймают - не поймают», а сама взятка – всего лишь поле для игры. Но это означает, что в России люди нередко просто не понимают, с какими процессами играют. - Намекаете, что в России какие-то особые общественные условия? - По большому счету, да! Чем Россия принципиально отличается от других, «цивилизованных» стран? (Предвижу возражения типа – ну, вот, опять эта российская самость, - но предлагаю рассмотреть подробно.) В традиционных европейских сообществах - одноосновных (по Н.Я. Данилевскому), где подавляющее большинство населения думает и действует одинаково, руководителей избирают, естественно, из своего слоя. Лицо, принимающее решение, действуя в своих интересах, действует между тем и в интересах большинства. И его решение непоколебимо, судья-чиновник всего лишь сообщает спорящим сторонам требования Закона. В нашей же стране структура общества – многоосновна. В России разные слои населения имеют взаимоисключающие интересы, поэтому законы у нас традиционно не работают. Ведь каждый из них написан определенным слоем населения для себя, и требование данного закона находится в противоречии с личными интересами остальных слоев населения. Вот наши судьи зачастую и сталкиваются со следующей ситуацией: разбирая какую-то тяжбу, они опираются на «показания» адвокатов сторон, представляющих в защиту своих интересов два действующих и абсолютно взаимоисключающих закона! Для одноосновного общества такое событие – нонсенс, для многоосновного, увы, повседневность. - И как же на Руси решали? - По этому поводу есть старая притча. Мировой судья обращается к крестьянам: «Как вас судить, мужики – по закону, али по правде?» Мужики отвечают, что «мы, мол, люди неграмотные, законов не знаем, суди лучше по правде». А мировой судья потому и назывался мировым, что обе стороны примирял, объявляя им общую правоту. То есть, встретив взаимоисключающие требования, он, как правило, не наказывал одну сторону, заставляя злорадствовать другую. Напротив, мировой придумывал что-то третье, объединяющее спорящие стороны. Такая своеобразная «разноцветность» наших законов давала человеку, принимающему решения, простор для поиска, позволяла ему творить, и тем самым соответствовать главному предназначению человека. Но это при желании и тем более способности творить! А при отсутствии того и другого возникает соблазн пойти легким путем – намекнуть сторонам, что, мол, проблема требует дополнительных расходов. И… кто больше даст, тот и прав!.. - Увы, нынешние чиновники вообще дистанционируются от творчества. Но самое-то печальное, что взятка - преступление специфическое. Есть такой раздел в криминалистике – виктимология, где сказано, что жертва преступления практически никогда не бывает случайной. Как по законам пространства, так и по божьим законам, много грешивший и не каявшийся человек рано или поздно навлекает на себя преступление. И «злодей», наказывая человека за его прегрешения, берет на себя его грехи, наказанный же от них освобождается. Таков внутренний духовный механизм большинства преступлений. Взятка в этом смысле стоит особняком. Ведь и взяточник, и взяткодатель являются преступниками и лишь умножают свои преступления. Более того, если человек отказывается от нестандартного решения проблемы и идет по пути взятки, то у него вообще творческие способности ограничиваются. И далее он никакими другими способами, кроме мздоимства, действовать не может. Даже если и спора никакого нет, и речь идет о подтверждении очевидных прав, начинается известная чиновничья волокита. Естественно с намеком, заплати – решим мигом!.. - То есть это уже сродни заразной болезни? - Увы, да. Именно поэтому следует признать, что, несмотря на русскую традицию «умолчания о преступлениях», в отношении мздоимства гласность необходима. Человеку «заразному» и не осознающему своей опасности для окружающих, не только Бог судья, спросить вправе и мы, смертные. - Значит, выход в доносительстве? - Каждый решает сам. Но еще раз напомним - карательные меры против взяточников малодейственны, нередко они всего лишь увеличивают риск, а значит, и «тариф». Один из наиболее реальных шансов – воззвание к совести, ответственности перед Богом, Который творческой потенцией и управляет. - Да зачем ему, чиновнику, это самое творчество? - А затем, что вслед за потерей творческой способности все остальное начинает «сыпаться». Хочу предложить мздоимцам проследить, куда они вынуждены тратить деньги, полученные нечестным путем? Как ни печально, на лекарство и …усиленную охрану в лучшем случае! И еще есть немало примеров «безвозвратных» потерь. - И какую же альтернативу можно предложить чиновнику? - Сама по себе работа по увязыванию взаимоисключающих законов, указов и инструкций – очень серьезный труд, требующий высокой квалификации. И ведущие предприниматели, организаторы производства уже давно заявляют о своей готовности платить за эту работу. Естественно с отражением в финансовых документах. - В общем, ввести расценки? - Согласен с вашей иронией. Конечно, это может привести к уже известному явлению «черного нала», когда одно в документах, другое – в «конвертах». Все-таки не рынок все расставит, а ответственность перед Богом и близкими. Ведь наказание нередко приходит не только к виновному, но и к окружающим его. - А может заключить какую-то договоренность на моральном уровне? - Да, таковые предложения имеются. Около года назад у нас в Екатеринбурге прозвучало предложение к чиновникам подписать своеобразную Хартию – «моральный кодекс предпринимателя». В ответ многие говорят о бесполезности такой акции, но втайне, скорее всего, думают: подпишу – как работать дальше буду? И эти сомнения внушают некоторый оптимизм – совесть все-таки не безвозвратно потеряна. - Вы вознамерились все-таки «достучаться до души чиновника». Не наивно ли? - Многовековую болезнь, конечно, за считанные года не изживешь. Но, может быть, как раз обнародование этой информации поможет сдвинуть проблему взяточничества с мертвой точки. Конечно, само излечение стоит начинать с молодых работников, которые только еще приступают с чистой совестью к самостоятельной деятельности. Им надо сразу дать вариант выбора. Ведь нередко истинно талантливые люди принципиально не идут в управленцы, так как знают «их нравы» и боятся потерять свой творческий потенциал. Если же творчество в этой области будет открытым и будет достойно оплачиваться, то кто откажется от хорошей работы? Напомню также истину, для человека верующего известную – грех нарушении принципа «не укради» не случайно считается смертным. Отвечать за него придется перед Богом. За то, что убил в себе первый признак Человека еще задолго до своей физической смерти.
24.02.04
Анастасия Радукина
|
Последнее обновление ( 28.01.2010 г. )
|
|
|