Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

«Активная роль Российской Армии в условиях длительного мирного времени»(2001)
                                                                                                    Г. С. Чеурин,  Центр ЭВБ
                                                                                                          г. Екатеринбург

Работа посвящена одному из разделов курса ОБЖ, - Основы военной службы и содержит некоторые гипотезы относительно целей и направления военной реформы в России.
Неопределенность в данном вопросе отрицательно влияет на психологическое состояние общества,  повышает его уровень катастрофичности и, как следствие, ведет к увеличению вероятности возникновения чрезвычайных происшествий.
Ситуация усугубляется еще и тем фактором, что практически все предлагаемые направления реформирования Армии имеют каждое в отдельности гораздо больше противников, нежели сторонников. Представляется целесообразным совершить некоторый исторический экскурс, и попытаться  найти в истории России прецедент решения подобных общественных кризисов.
Анализ общественной жизни России за последние три столетия второго тысячелетия позволяют сделать некоторые выводы об особой роли Армии.
Действительно, функция  Воина в обществе практически не ограничиваются умением квалифицированно действовать на поле боя против внешнего противника. Напротив, в периоды мирного времени авторитет офицера, как символа чести и достоинства, еще более возрастал. И его роль сводилась в первую очередь к организационной и воспитательной функциям.
В свете данной гипотезы следует подвергнуть сомнению существующее якобы обязательное мнение о необходимости создания в России  контрактной Армии. По целому ряду показателей воспитательная, а тем более патриотическая роль воина практически несовместима в сознании населения с образом профессионала-наемника.
Представляется более целесообразным отношении к воинской службе, все-таки как к священной обязанности российского гражданина. И это полностью соответствует глубинным корням российского менталитета. Вспомним хотя - бы саму этимологию уничижительного слова «негодник». Оказывается, она восходит к факту определения  отсутствия пригодности, к воинской службе!
В настоящее время представляется целесообразным в качестве одного из прототипов будущего армейского строительства рассмотреть принципы как формирования, так и функционирования казаческих общин.
Как известно, казаки, как отдельное общественное сословие в Российском государстве, пользовались льготами при налогообложении. Взамен они поставляли в Армию не просто отряды новобранцев, но подготовленные, обученные и снаряженные подразделения, способные при необходимости выполнять ответственные боевые задания буквально «на следующий день» после объявления мобилизации.
 
В мирное же время казачьи общины не требовали от государства практически никаких внешних ресурсов. Достаточно было государственных гарантий на возможность обрабатывать землю.
И, именно эта двойственная роль казака в обществе: воин-землепащец определяла некое особое состояние его души как в мирное, как и в военное время.
Действительно, представим состояние казака-пахаря, который трудится  на земле. Помимо природных  экстремальных факторов, обусловленных зоной рискованного земледелия, на нем был еще груз постоянной готовности «выступить в поход». Поэтому, под угрозой оставления хозяйства на жену и детей, он вынужден был успевать производить ежедневный «задел» на будущее. И работать, как минимум «быстро и качественно».
 В то же время, будучи призван для ведения боевых действий, он ни при каких обстоятельствах не мог на фронте долго задерживаться. Даже если наличествовало  достаточно высокое денежное жалование. Постоянный груз ответственности за семью, оставленную без главного работника, заставлял казака стремиться  к быстрейшему завершению кампании, т.е. к необходимости и «воевать быстро и качественно»(!!!).
Таким образом, анализ данной психологической особенности казаческого жизнеуклада (как и многих других) позволяет сделать вывод, что такие неотъемлемые  качества воина, как честь, достоинство, высочайший профессионализм  и постоянная боевая готовность обуславливались соответствующим тщательно «отрегулированным» культурно-хозяйственно-бытовым укладом. Последний же наиболее полно отражал традиции именно российской общины и в настоящее время никак не может быть исключен при рассмотрении вариантов реформирования Российской Армии.

14.11. – 16.11. 2001 г.
Последнее обновление ( 06.03.2010 г. )
 
« Пред.