Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

«Бывает ли "общечеловеческая нравственность"?» (2000)

Чеурин Г. С.
Руководитель Учебного Центра
по предотвращению социальных и природных  
чрезвычайных ситуаций  ООО «ТМО «ИТАЛЛ»,
Руководитель учебно-методических программ экспедиции «Сибирский путь»,
Почетный полярник.
г. Екатеринбург

             Дорогие соратники! Считая себя ещё только находящимся на пути к православному полному оцерковлению, нахожусь в сомнении – имею ли я право на обнародование данной информации. Рискну попросить мудрого совета и, по необходимости, -  вразумления.
    Пока рассказываю это очень осторожно в качестве варианта ответа на некоторые вопросы, если человек, ко мне пришедший, уже без исчерпывающего ответа далее не может жить. Преподаватели в школах регулярно получают эти вопросы от учеников. И, не будучи в состоянии дать квалифицированный ответ, фактически расписывается в собственной профессиональной некомпетентности. И приходится рассказывать  это учителям, по специальной методике, мужчинам и женщинам (и это принципиально), -  отдельно.
           Ниже предлагается  исключительно  вводная часть. Основная информация именно по нашей традиции, вообще не подлежит изображению на материальных носителях,  но  распространяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗУСТНО.
          Учителя, надеюсь, после занятий «понесут» это в школу, грамотно расскажут своим ученикам. А те, когда вырастут, когда  будут призваны лучшими друзьями и подругами в Крёстные, расскажут уже с полным соответствием православным традициям Так вот, по моему разумению и восстановим частично утраченную за последние три с лишним  столетия    свою культуру.

БЫВАЕТ ЛИ «ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ» НРАВСТВЕННООСТЬ?

Ежегодно «по весне» столицу России  потрясают события, связанные с попытками провести в центре города  пресловутые «гей-парады»,  воспевающие сомнительно же известную программу «Свободной любви».  И вызывает это общественный  протест,  не случайно  возглавляемый православной церковью.
И в то же время нередко можно услышать: а что это верующие так расшумелись? Во всём мире, мол, «это» давно легализовано. Мы, мол, в ваши церкви не суемся, так и вы нас оставьте в покое. И острую реакцию как православных (так и мусульман, естественно) объявляют «пережитком, недостойным цивилизованной «общечеловеческой культуры».

Ещё большее недоумение нередко вызывает резкое неприятие православной церковью такого, казалось бы безобидного праздника, как «День Святого Валентина». Ну уж желторотые-то мальчики и девочки, наивно, на виду у всех, вызывая умильные улыбки, неумело пытающиеся выразить свою первую любовь, чем вас обидели? Во всем мире это принято! И живут же люди там намного лучше нас…!

И простые напоминания верующих о том, что «лучше материально – далеко не означает лучше духовно», без достаточного обоснования уже не воспринимаются всерьез. И уж просто до истерики кое-кого доводят напоминания о том, что в культуре нашей коренным понятием всегда было чувство стыда!!
Вот на это-то нередко и слышим: да вы все, слишком верующие, со своим стыдом ни разу в жизни радости любви и не знали. О чем с вами говорить?

Однако вспомним, - разве традиция целибата (безбрачие для священника) – это для России?! Православный батюшка, как известно, вообще не имеет права быть неженатым (!!!).  Но, в отличие от мирян, которым повторный брак с оговорками, но дозволен, батюшка в жизни венчается только один (!) раз.
А уж о мусульманских традициях любви вообще умолчу. Они то уж кого угодно при необходимости научат. Но там женщина даже лицо свое обнажает исключительно перед любимым и любящим мужчиной. Иначе могут и камнями забить! Даже сегодня!

Вот в чем главное отличие истинной любви от извращенной – тайна двоих, доступная исключительно Отцу Небесному. Которому мужчина и женщина в свое время в Церкви либо Мечети раскрыли свои души. Все, что помимо - и есть великий грех. И в этом принципиальный вопрос.

Но вот возникающие на светском уровне споры по поводу необходимости либо упразднения стыда и наводят на некоторые размышления. Наверное, все согласятся, что у любого народа в многовековой культуре не было ничего, не имеющего конкретного, абсолютно необходимого содержания. Особого смысла, возможно невостребованного у народа соседнего, живущего в своей, иной культуре. И, объявляя какое-то явление устаревшим, необходимо «семь раз отмерить», изучить все предназначения и практические применения явления, убедиться, что «новая методика» эти функции исполняют, и после того ставить вопрос об отмене.

Так какие же практические и прагматические функции исполнял в русской культуре стыд? Почему он не востребован у некоторых других народов? Почему целомудрие и тайна любви объявляются «пережитками» в  одних обществах  и возводятся в высшую добродетель в сообществах иных? И что произойдет на конкретной земле нашей, если слепо погонимся за культурой «общечеловеческой»?
Автор этих строк сам столкнулся с проблемой около 20 лет назад, и не в связи с философией либо теологией, а по теме очень  практической, – вопросу выживания в экстремальных ситуациях. Как природных, так и, что еще более важно, в социальных.

Изучая вместе с коллегами [1,12,17] европейские методики выживания, базирующиеся на силе и снаряжении, а также «восточные», требующие поиска «Учителя» и во всем следования его советам, автор пришел к выводу, что как те, так другие, для России пригодны лишь в очень ограниченной мере. В наших климатогеографических условиях, с огромными расстояниями, с многонациональным населением по этим упомянутым, чуждым нам методикам вообще можно не выжить. На земле нашей истинную гарантию безопасности, как личной, так общественной, предоставляет культура общения с окружающим миром.

Будучи четверть века тому назад выпускником радиотехнического факультета. с хорошо «промытыми» атеистическими мозгами, работая в системе Академии наук и занимаясь прагматическими вопросами обеспечения безопасности проведения полевых экспедиционных работ, пришлось заметить, что на нашей земле потребно решать некоторые задачи, не свойственные другим странам и регионам, а именно [12] :
необходимость длительного существования и даже высокой работоспособности при отсутствии оборудования и снаряжения;

достаточно частой необходимости оказания экстремальной доврачебной помощи при полном отсутствии лекарств;
разрешение проблем, возникающих при попытках принятия коллективного решения в стрессовой обстановке;
необходимость длительной работы в условиях низких температур;
потребность в регулярном постстрессовом восстановлении.
Без решения этих задач становилось проблематичной сама длительная жизнь на нашей земле.  А при отсутствии того, либо другого, заранее приготовленного, упоминаемые европейская и «восточная» культуры рекомендовали  «в следующий раз быть умнее». В настоящий же момент недвусмысленно советовали либо «отнять у соседа», либо для сохранения чести взять пример с японских самураев с их традицией ритуального самоубийства!
Но вот не хотелось следовать ни по тому, ни по другому пути! Официальная же академическая наука вообще эти вопросы старалась тщательно обходить, объявляла их «вечными», риторическими, а значит, недостойными внимания истинных ученых.

 Поэтому нам, прагматикам, работающим непосредственно со школьниками-старшеклассниками [9,11] : пришлось заглянуть вначале в северную, а затем в древнероссийскую культуру. И, естественно, в православную, которая своеобразным стержнем скрепляет уже много тысячелетий все наши земли и народы.
И был сделан неожиданный вывод, -  православная вера даже и не является верой в привычном смысле. Когда, мол, не стоит задумываться о смысле вещей и самой жизни, надо просто верить, не требуя объяснений! Отнюдь! Именно православная культура, оказывается, на все без исключения «вечные» вопросы имеет очень четкий, аргументированный ответ. Понятный и атеисту в том числе, если он имеет, как минимум, разум.
Кто-то обоснованно может возразить – через разум к Богу путь скользкий. Но вот на вопрос о необходимости наличия на нашей земле чувства стыда, целомудрия и тайны любви,  о «практическом»  их предназначении и применении, есть что рассказать  и на уровне разума…

В качестве одного, особо яркого примера можно рассмотреть одну «жгучую» проблему, - тему глобальной необходимости нравственного и полового воспитания. Казалось бы: кто же будет спорить - именно отсутствие традиций полового воспитания в бывшем советском обществе — одна из основных причин нездоровья как личности, так и общества. Почему же эта необходимость повсеместного внедрения массового образования вызывает яростные споры, раскалывающие, порой, даже семьи, не говоря уже об общественных движениях.
Происходят на первый взгляд странные события . К примеру, Госдума РФ обсуждает  ещё лет пять-шесть тому назад проект Закона о введении в общеобразовательной школе хорошо всем известной  пресловутой программы «Планирование семьи». Практически все доводы, - «за». Возразить нечего! И вдруг... на голосовании — дружное «против»! Почему?

И выходит на трибуну всем известная госпожа – яростная сторонница данного проекта и призывает к совести депутатов-мужчин: «Вы же губите здоровье своих женщин…! Да, эта программа несовершенна, но давайте примем хотя бы эту! Ведь у нас, кроме неё, больше ничего нет!» (??!! – авт.)
Позвольте спросить, чего в последнем утверждении больше – искренней наивности, или хладнокровной надежды на нашу безграмотность? Известно, что  программа пресловутая внедрялась в некоторых странах в течение нескольких десятилетий.  О достоинствах и недостатках её пусть спорят тамошние специалисты. Для России же эта программа при всей своей очевидности и полезности не соответствует некоторым особенностям местного менталитета. Так каким же именно?

Чтобы ответить на предыдущие два, да и на последний вопрос, вспомним как весь «цивилизованный» мир отвечает на первый же вопрос трехлетнего ребенка: «Откуда я взялся?» Отец либо мать откровенно и подробно (с использованием рисованных книжек-комиксов)  объясняют всю «технологию», - от знакомства мамы с папой до первых шагов младенца. И ... что естественно, - то не безобразно!
Не будем критиковать их культуру, верования и традиции. Однако те же традиции в России как предписывали отвечать? В три года — «в капусте нашли», в пять, - «в магазине купили», в 10 лет — «аист принес»!    И лишь около 14 лет, по пришествии «времени», эта святая истина открывалась. Кстати, кем?
И, главный вопрос: для чего нужна была эта скрытность, эта игра в тайну? Только ли для сохранения, якобы неактуальной, как отмечалось уже, традиции стыдливости?

Ответы можно найти, обратив внимание на следующее обстоятельство:
Если в традиционных как европейских, так и «восточных» культурах «главными и единственными функциями секса  являются продолжение рода и удовольствие... (по Э. Берну [7])», то в «северных» и российских традициях кроме продолжения рода (воспроизводства себе подобных) есть еще три (!) функции, первой равнозначных:
-  рождение ребенка, заведомо более здорового и развитого, нежели родители;
- оказание экстренной, наиболее действенной, доврачебной помощи в экстремальных ситуациях в первые же 3-5 минут после трагического события;
- личный духовный рост человека (в восточных верованиях («тантризм») это доступно исключительно высшим членам общества, т.е. «брахманам», в некоторых же других обществах, при соблюдении некоторых правил, всем без исключения);
И если для простого воспроизводства себе подобных достаточно овладеть «технологией», то для достижения последующих абсолютно обязательна «тайна двоих» (!!!), где только Отец Небесный -  всегда рядом.
Причем эта тайна должна пронизывать всю жизнь общины, все ступени образования и воспитания, от рождения до ухода в мир иной. Несоблюдение же «правила тайны» влечет за собой невозможность последние три функции осуществить всем без исключения членам общности.
Объём  статьи не позволяет обо всём рассказать подробно. Отвечу лишь на один вопрос – кем же передавалось  детям это святое знание?

Дело в том, что на нашей земле издревле существовал общественный институт «духовных родителей», сохранившийся и с введением тысячу лет назад  православия  христианского. Здесь они называются Крёстными отцами и Крёстными матерями, и, как известно, при крещении проходят полный обряд посвящения. И кроме очень многих обязательств, призваны сообщать своим воспитанникам эти святые тайны. Причём не в публичной лекции (тем более в разнополых аудиториях), а в доверительной тайной беседе, «с глазу на глаз». Что-то подобное существует и в других инославных, традиционных для России культурах.

Не будем инкриминировать Э. Берну ограниченное мнение о предназначении «секса». Про пресловутые «меньшинства», для которых и просто продолжение рода уже не цель,  остается одно удовольствие. Не мне судить их самих, отвечать они будут перед Отцом Небесным. Но отвечать за то, что они творят в своем «узком» кругу. А вот за то, что  «это» они заставляют лицезреть других – спросить вправе и мы, смертные.
Далеко не случайно как в православии, так и в исламе (также нашей, российской вере) даже помолвленным жениху и невесте не дозволялось обниматься публично. Ещё раз отметим, - отсутствие «культуры тайны» лишало всех членов общин возможности осуществлять все упомянутые функции любви. Даже если он их знал и неоднократно «учителям» сдавал теоретический и практический экзамен.
Оказывается (по Э. В. Ильенкову [3]), именно для нашего,  русского человека в реальных жизненных событиях,  особенно в экстремальных ситуациях,   даже обыденное знание,  полученное без тщательного,   личностного осмысления,  переставало работать.  Особенно это касается такого тонкого чувства, как любовь…! Если она,  любовь,  не была «таинством»..

Возвращаясь к изначальной теме,  особо следует отметить главное: среди трех вышеупомянутых ментальностей нет "хороших" и "плохих". Все они имеют как достоинства, так и недостатки, все они хороши, если применяются к конкретному человеку и конкретному обществу. И ведут к взаимонепониманию и даже ко взаиморазрушению в случае несовпадения.
Примеры, можно проследить в судьбе некоторых Самодержцев Российских, т.к. события, как печальные, так и светлые документированы и исторически прослеживается судьба отцов и детей. Конкретные факты – тема отдельного разговора [9].

Таким образом, русские традиции    полового воспитания предполагают принципиальное отличие от «общечеловеческого» знания. С утратой традиций Крестных родителей потеряна была и информация об истинном содержании практически всех народных праздников, обрядов, обычаев. Именно Крестные сообщали крестникам истинный смысл любви, как высшего проявления духа человеческого, момента исполнения человеком православным своего истинного предназначения на земле - "стяжания духа святаго"! А заодно - и свое принципиальное отличие от других людей. Также высокодуховных, но идущих к единому Богу иным путем!

А ныне приходится лишь сожалеть, что современные социологические и психологические исследования ориентированы главным образом на классические европейские, либо восточные традиции. Поэтому поиски,  а  тем  более  внедрение  т.н. «общечеловеческих ценностей» проходят за пределами  знания о взаимоисключающих психотипах и методиках. Соответствующие особенности и отличия можно проследить практически в любой сфере жизнеорганизации. Особенно это ярко проявляется именно в России. И далеко не случайно.
Еще в 70-х годах XIX выдающийся русский философ Н.Я.Данилевский в своей фундаментальной работе "Россия и Европа" обосновал закономерности и различия одно- и многоосновных сообществ.

В сообществах одноосновных, где подавляющее число граждан (до 80-90%) принадлежит к одному и тому же психотипу, споров вокруг "ведущей" методики не возникает в принципе. "Лидер" общеизвестен, "аутсайдеры" на "власть не претендуют", но свое "место под солнцем", достаточно свободное и значимое,  имеют.                  
Иначе в многоосновных, где представители как минимум трех ментальностей присутствуют в сопоставимых (!) пропорциях. В этом случае возможны конфликты, поскольку любая общность имеет право претендовать на лидерство. Однако объявление лидером одного неминуемо влечет протест двух других и даже объединение последних по поводу "дружим против".  С неминуемыми "революционными ситуациями". И наши упоминаемые события - всего лишь особо яркий пример.

Можно предположить, что одноосновные сообщества могут позволить себе пропаганду «общечеловеческих ценностей». Россия же – ярко выраженное многоосновное сообщество многоосновное. И попытки внедрить здесь одноосновные, «общечеловеческие» ценности неминуемо приведет к глобальному противостоянию.
 Примером решения проблемы может быть мнение Игнатия Брянчанинова. Когда его обвиняли в неприятии латинства (так что же латиняне совсем не спасутся?), он отвечал: «Я не могу говорить за латинян, это вопрос к ним самим. Я же, православный, знаю точно – если я пойду по латинскому пути, то я точно не спасусь!».
И в заключение автору хотелось бы очень прагматично, на том самом уровне разума для умеющих хранить тайну, прояснить задачи и вопросы, поставленные в начале статьи, считающиеся неразрешимыми.
Проблема первая: здоровье нации.

Притчей во языцех стало утверждение, что ныне всего 10% детей рождаются здоровыми.
Простите, с материалистической точки зрения, генетически и биологически это уже необратимый крах популяции (!!)
Отнюдь! Есть в нашей культуре «механизмы» восстановления. И они уже сравнительно давно работают. Но работают они при наличии в обществе той самой святой тайны.! Рассказать – могу, написать, увы, нет!
Следующее: травмы – порезы, ушибы, ожоги - это, увы, наша повседневность. Однако мало кому известно, что доврачебная помощь, оказанная как себе самому, так и товарищу в первые же пять минут после события – на порядок снижает последствия. Но ожидать прибытия врача за это время – нереально ни при каких обстоятельствах. Даже приготовленную дома аптечку не всегда успеваешь найти. А уж о ценах в ближайшей аптеке вообще помолчим…!
Но простите, фармакологии т.е. лекарствам как таковым – всего 300-500 лет. Как же раньше обходились?
Так вот – приоткрою секрет – все необходимое в самом человеке. Дано ему Творцом прямо в момент творения. Вместе с  темой сегодняшнего разговора!!!

Сказать  же здесь, в статье, не имею права . Поскольку «тайна»  !!
Третье: о духовных исканиях: «Камасутра», как известно ныне - в любом киоске. Но кто пытался «погрузиться», безнадежно вздыхали – к этому всю жизнь надо идти и только «этим» заниматься. А нам, прошедшим двадцатый век с физическим искоренением элиты общества – куда уж...?!
Да, в тантрических книгах прямо сказано – методики доступны исключительно людям высшим – брахманам.
Никак нет, говорит славянский мир! Любому, в Бога верующему, доступно! Но, кроме Отца Небесного, любовь и душу свою никому не открывающему!

Четвертое: рождаемость падает, надо что-то делать. Да ничего не поможет на материальном уровне, если потерян ответ на главный вопрос – в чем смысл жизни.
О нынешнем «голоде» говорить просто смешно. Еще отцы и матери наши помнят – было время, что весной до нового урожая на лебеде с трудом дотягивали. Но… детей рожали, потому как знали, для чего. А почему знали? Да потому что любить умели!

Закономерность рождения гениев считается загадкой. А вот всему миру известно: умы наши высоко ценятся, и красавицы кого хочешь «за пояс заткнут». Почему? Да потому, что умели у нас «любить по-русски». И не разучите! Не дождетесь.
И уж последнее: Даже то самое пресловутое «удовольствие»- жалкая пятая (а может и ниже) составляющая истиной любви – бледная копия духовного наслаждения от любви  истинной.
И еще один «каверзный» вопрос. А почему это пресловутые шествия в Москве пытаются провести именно в центре города?  Ведь сказано было православными много раз, -  закон  земной вам же «это» дозволяет, не  высовывайтесь попросту и никто вас не тронет.

Ан ведь нет! По главной задумке это для того и сделано, чтобы «в глаза всем лезло»!  А может быть, для того, чтобы народ потом в аптеку в очередь выстроился за известным снадобьем заморским! Для непонимающих напомню – не лечит оно, а лишь «взбодряет». Точно так же как стакан водки с похмелья или «доза» при «ломке». А последствия точно такие же, если не хуже.
Так не являются ли сторонники «свободной любви» всего лишь рекламным отделом при бизнесе!?  С  табаком, водкой и наркотиками вроде бы всё  ясно…! А с этой темой?

Кстати, то же самое мы можем обнаружить, обсуждая уже навязшую в зубах тему допустимости либо недопустимости ненормативной лексики [8] . Последствия от повсеместного ее употребления, как автор уже сообщал неоднократно, точно такие же – примитивизация любви!! Вплоть до ее полного исчезновения.  
И по большому счету не против извращенцев выступают верующие, но за спасение их же душ заблудших. Ибо нет такой глубины падения, из которой нельзя было бы вернуться на путь истинный…

Так что страшны не наивные вздохи влюбленных в «Валентинов день». Ужасно для Российского общества то, что это и у малых детей не является святой тайной !!! Не мне судить традиции Европы, но, еще раз подчеркну, слепо перенесенные на нашу землю, они  становятся крайне недопустимыми.
Автор далек от мысли объявлять свое мнение истиной в первой инстанции. Желающих возразить с удовольствием выслушаем. Главное, -  не пытаться «плюралистически» наблюдать за явлением. В конце концов, бездумный человек за рулем, не осознающий опасности, исходящей от него для окружающих, не имеет права обижаться на «гаишника». Если он желает жить в нашем общем городе!

    Так пусть же разделяющие мнение расскажут это учителям. Те же, надеюсь, понесут  в школу, грамотно расскажут  ученикам. А те, когда вырастут, будут призваны лучшими друзьями и подругами в Крёстные. Так вот,  и восстановим частично утраченную за четыре века  культуру.

    Не позабудем только, что живут где-то рядом представители культуры иной.  И не будем же уподобляться необразованным их представителям. Наивно пытавшимся в течение полутысячелетия превратить Россию в «европейскую»  державу. Пусть их интерес  перестанет быть «главным и единственным», но останется составной частью великой славянской общности!
      Иначе эта самая общность в своей  наступившей  одноосновности потеряет саму сущность славянства !

                                                                                                                                                                  
Литература
  • Данилевский Н.Я. Россия и Европа Изд-во Санкт-Петербуржского университета, 1995 г., 552 с.
  • Ильенков Э.В. "Деятельность и знание". Сб. "Философия и культура". М., Изд-во "Полит. литература", 1991.с.381-386.
  • Конжаков Г.Ф.  Использование методик замещения для профилактики зависимостей от психоделиков/   Материалы  НПК   УрГПУ - 14.11-16.11.2001 г.) .   ЕКБ , 2001 стр.25-26
  • Тальный Н.П., Нравственное воспитание. Запад, Восток, Россия. // Центр ЭВБ, 1999, 10с., ил.
  • Чеурин Г.С., Ценностные ориентиры нравственного воспитания. Запад- Восток- Россия / В сборнике "Воспитание духовности: ценности и традиции (доклады и тезисы Второй Всероссийской НПК) / г. Екб, 1999, 467 с., с.426-429.
  • Эрик Берн, Секс в человеческой любви. Пер. с англ. московский кадровый центр, 1990, 113 с.
  • «Как слово  наше  отзовется»,  видео-фильм,  Студия  «А-Фильм»  режиссер и   сценарист – Л.Богданович, автор  гипотезы  -  С. Г. Чеурин,   оператор – В.Киреев, 20  мин., цветной, 2003 г., VHS. . Екб,  
  • «Экспедиция «Сибирский путь»,  видео-фильм,  Студия  «Видение», автор и режиссер -  Ю. Самодуров; Сценарий  -  Г. С. Чеурин,  Ю.В.Самодуров;   операторы Ю. Самодуров, О. Максимова , 20  мин., цветной, 2005 г., DVD, Екб,  .
  • Чеурин Г.С. Ценностные ориентиры нравственного воспитания. Запад-Восток-Россия/ В сборнике "Воспитание духовности: ценности и традиции"/ Екб., УрГПУ, 1999. 467 с., с. 426-429.
  • Чеурин Г.С. Экспедиция «Сибирский путь», ;Журнал «Уральский следопыт», № 12, 2005 г., с.54-57
  • Адамович Геннадий   Гимнастика славянских чаровниц :  Учебно-методическое пособие /   Из - во  «Ладога-100»,2006.   -  208 с.
  • Печерский Т.В.  Особенности нравственного и полового воспитания в российском обществе «Обучение населения методикам предотвращения чрезвычайных ситуаций - стратегическая задача курса  ОБЖ» //  Материалы  НПК   УрГПУ -     14.11-16.11.2001 г.) .   ЕКБ - 2001
  • Чеурин Г.С. Экспедиция  «Сибирский путь».   Информационный и научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» (Мин.  обр.  РФ,  г. Москва), № 3,  2006 г., с.
  • Чеурин Г.С.  Диалог или... триалог культур? Триединство менталитета населения России  Доклады конференции "Российское бизнес-образование: зарождение евразийской концепции"  Российская Ассоциация Бизнес-Образования (РАБО) и Урало-Сибирский Институт Бизнеса (USIB) (19  - 21 сентября 2006 года)  www.forleader.ru
  • Чеурин Г.С   Древнеславянские праздники как системообразующий фактор сохранения  и восстановления генофонда  //. I МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ  "Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении  здорового образа жизни",   Минск,    4-5.11.06   www.krivich.com
  • В. Шолох  Мы пойдём своим путём. Безопасность в культуре путешествий Информационно-методическое  издание для преподавателе «Основы безопасности жизнедеятельности» (МЧС России, г.Москва), № 1, 2007 г., с. http://www.school-obz.org
  • С. Поляков, Л. Полякова, Е. Долганова «Славянские молодежные игры, танцы, песни и хороводы как методика формирования общины перед путешествием на опыте работы учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь» // II международная научно-практическая конференция «Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни»: сборник докладов / под общ. ред. С.Э. Ермакова, Г.Э. Адамовича. – Мн.: ЗАО «Белхардгрупп»; М.: Издательство «Ладога-100», 2007. – 2004 с.
Последнее обновление ( 06.03.2010 г. )
 
« Пред.   След. »