Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

Экологическое мышление

 

Уральские и северные истоки экологического мышления

Главным и определяющим товаром XX века является информация. Однако имеется гипотеза, что в веке XXI на смену придет товар еще более совершенный - методики сверхоперативного получения информации и принятия коллективных решений в экстремальных ситуациях (ЭС). Постановке задачи по данной теме и посвящена предлагаемая работа. На состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Международной конференции по устойчивому развитию на высшем уровне было констатировано, что "существующая структура потребления и производства" (капитализм - Авт.) как модель организации жизнедеятельности полностью себя исчерпало [I]. Более того, продолжение развития человечества в данном направлении может привести к глобальной экологической катастрофе - и в результате - к физическому вымиранию человечества в ближайшие 30-50 лет. Предлагаемый некоторыми странами т.н. коммунистический путь развития, как показали события XX века, приводит к глобальному тоталитаризму в сфере духа, и как следствие - к еще более необратимым отрицательным последствиям. Следует признать, что человечество стоит перед проблемой выживания как в физическом, так и в духовном плане. Выживания как в экстремальных условиях окружающей среды, так и психологического выживания в социальных экстремальных ситуациях. Констатируя данную печальную ситуацию на уровне фактологии, авторы, тем не менее, никаких практических предложений по дальнейшему развитию (судя по публикациям, даже на уровне гипотезы), к сожалению, не упоминают. Мы были бы рады ошибиться в данном утверждении . . ! Предлагается к рассмотрению следующая информация: Одна из глобальных геополитических загадок 17-20 веков - движение русского этноса на Восток и северо-восток Евро-Азиатского континента и далее в Америку, до границы индейских племен. Анализ исторических фактов показывает, что ни государственная экспансия, ни экономические, ни тем более политические причины никак не объясняют этот феномен. На уровне гипотезы выдвигается версия, что данное движение было обусловлено "провиденческими" задачами, стоящими перед русским этносом в преддверии глобальной экологической катастрофы 20-21 веков [2]. При ближайшем рассмотрении 26 северных народов, населяющих данный регион, по своему духовному развитию находятся на уровне, значительно превышающем стандартный европейский. Их этнический возраст по некоторым данным можно оценить в 5-6 тыс. лет. (По сравнению с 2-3 тысячами лет для ведущих европейских этносов). Можно предположить, что на определенном этапе своего развития они прошли общепринятый сегодняшний период "максимального удовлетворения потребностей" и перед лицом грозящей экологической катастрофы привели свой образ жизни и численность в соответствие с резервами территории [З].
Именно этот психологический опыт переосмысления и хранят малочисленные народы Севера в своей генетической памяти. Именно это знание и можно назвать историческим опытом экологического выживания. Разумеется, подобное знание хранят в себе практически все этносы, в частности, анализ содержания Российских как фольклорных, так и литературных источников приводит к тем же выводам. Но у северных народов в силу специфики условий существования и самого образа жизни эти факторы выражены наиболее ярко. Не исключено, что перед российским этносом стоит глобальная задача: сохранив в течение 300 лет этот бесценный опыт, на пороге третьего тысячелетия перенять его, переосмыслить, "перевести" на общепринятый язык и сделать достоянием всего человечества. (Разумеется, не забывая при этом печальную британскую легенду о "вересковом меде") [2].

Урал в этом процессе играет совершенно особенную роль. Начиная с истории Верхотурья и завершая сегодняшней ситуацией наш регион был и остается "опорным краем державы". История становления "Уральского этноса" (а именно в этом плане следует изучать события последних 300 лет), позволяет сделать вывод о некоторой специфике, которой обладают жители Каменного Пояса. В частности, в Центре ЭВБ есть материалы изучения адаптивных возможностей наших земляков. По этому параметру уральцы поистине уникальны. И поэтому далеко не случайно именно в Свердловске-Екатеринбурге в 1982-83 г.г. организована и проведена уникальная трансконтинентальная экспедиция. Группа уральцев за одну зиму прошла более 10 000 км вдоль побережья Северного Ледовитого Океана - от Чукотки до Мурманска. Целью экспедиции были социально-экономические, геофизические и медицинские исследования. Благодаря удачно выбранному транспорту - собачьим упряжкам и правильно организованному режиму жизнеобеспечения, скопированному с походного образа жизни коренных северных народов, участники экспедиции, возможно - впервые в мире, достаточно глубоко изучили упоминаемый многотысячелетний опыт жизнеобеспечения и жизнеорганизации.
Был изучен также и опыт взаимопроникновения Западной и Восточной Культур в культуру Северную, его как положительные, так и отрицательные последствия. На протяжении последующих 15 лет материалы экспедиции многократно использовались при разработке программы развития Севера, Сибири и Дальнего Востока как регионального, так и федерального уровня. В частности, на основе изученного опыта выживания в экстремальных природных и социальных ситуациях. Автором данной статьи разработаны, выпущены и повсеместно используются в странах России и СНГ серия учебников и видеопрограмм по безопасности жизнедеятельности и экологическому образованию. Причем, кроме практических советов, данная методика дает рекомендации по общим принципам жизнеустройства, свойственным данному региону. Особенно в части взаимодействия и взаимопроникновения Культур.
Следует особо отметить, что данная методика выживания и жизнеобеспечения имеет гуманитарную, культурологическую основу, в отличие от широко известной во всем мире "героической".
Предлагаемая методика имеет международный аналог. Ряд стран Скандинавии, в частности Норвегия, активно использует в своих внутренних программах - политических, идеологических и экономических -опыт своих коренных народов [4]. Именно это в немалой степени позволило Норвегии выйти в мировые лидеры как по уровню решения экологических проблем, так и по комплексному здоровью нации в целом. Несомненно, еще раз подчеркнем, подобным тысячелетним опытом выживания в экстремальных ситуациях обладают практически все народы, проживающие на Земле. Предлагается на основе имеющегося Российского и Скандинавского опыта разработать методику изучения принципов жизнеорганизации, свойственных этносам-реликтам и возможности трансляции данного опыта "экологического выживания" другим, более "молодым" народам планеты [5]. В связи с десятилетием коренных народов Севера представляется целесообразным разработать комплексную социально-экономическую методику адаптации человека к экстремальным ситуациям природного и социального происхождения, основанную на принципах гуманизма и экологического мышления, имеющую в качестве основы этнический опыт выживания коренных народов Севера, Сибири и Урала.
Для внедрения используется курс средней школы "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), введенный в 1991-92 гг. в России и других странах СНГ. для обучения граждан навыкам поведения в чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также курс валеологии [6,7]. Современное состояние проблемы в России и странах СНГ: В декабрьском 1995 г. выступлении по телевидению министра ЧС Шойгу С.К. особо отмечалось, что службы спасения в России достигли в своем развитии значительных успехов и по ряду показателей могут быть признаны лучшими в мире. В то же время отмечено, что в области предупреждения и предотвращения ЧС достижения не столь впечатляющи, если не сказать больше.

Одной из причин данного отставания, на взгляд автора, является практическое отсутствие в курсе ОБЖ элементов экологического, системного мышления. Для ликвидации данного "пробела" Центр ЭВБ проводит теоретические и практические занятия по выживанию во всех без исключения экстремальных средах, как природных, так и социальных. Использование упоминаемых психологических приемов жизнеобеспечения коренного северного населения (а также этнического опыта других многочисленных российских народов) позволяет действовать в природных, техногенных и социальных экстремальных ситуациях при полном отсутствии оборудования, снаряжения (в т.ч. медикаментов) и подготовки [7]. Личное выживание в этом случае обеспечивается не за счет заранее подготовленного снаряжения, не посредством использования полученной от учителей информации, а за счет генерации принципиально нового знания «здесь и сейчас». Последнее же обеспечивается именно наличием экологического, системного мышления. Учитывая то, что большинство ЧС происходит в результате неадекватных действий человека,- особое внимание уделяется закономерностям поведения участников ЧС в предсобытийный период, т.е. во время, непосредственно предшествующее ЭС. Разработки Центра ЭВБ широко используются как на региональных, так и на федеральном уровнях при создании программ и учебных пособий по выживанию и безопасности [б]. Центр проводит в г. Екатеринбурге регулярные тренировочные семинары для спасателей, методистов и преподавателей курса ОБЖ и экологии, а также всех желающих ознакомиться с темой (Сертификат Департамента образования № 0188 от 15.04.97 г.). В Екатеринбурге и Норильске проводятся регулярные телевизионные соревнования по практическому выживанию в природных, бытовых и социальных ЭС под названием "Витязи Нептуна". Опыт работы Центра ЭВБ освещается в пособиях по курсу ОБЖ [8,10], распространяемых с 1992 г. в России и Казахстане, а также в серии учебных видеофильмов. Готовится к выпуску учебник по ОБЖ и экологии: «Самоспасение без снаряжения», Автор: Г.С. Чеурин) [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Программа действий (Повестка дня на 21 век и другие документы конференции и Рио-де Жанейро),' Центр "За наше общее будущее", SRO-Kundig, S.А. Женева, Швейцария, 1993.
2. Чеурин Г.С. Загадка землепроходцев. (Журнал "Свет" (Природа и человек)) 1995 г. №9 с.7-10.
4. Никонов Н.П. Северный Запад. Путешествие. Свердловск 1987 г., 384 с.
5. Казначеев В.П. Русский космизм, или путь к выживанию (Журнал "Свет" (Природа и человек)) 1995 г. №9с.12-16.
6. Литвинов С.П., Смирнов А.Г., Фролов М.П., Петров С.В. Основы безопасности жизнедеятельности (Комплект 1-11 кл.). М., АСТ, 1996-97 гг., 166. с.
7. Чеурин Г.С. "Экологическое выживание и безопасность" Материалы международной конференции по экологическому образованию детей. Москва 17-22 апреля 1995 г.
8. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания. Пособие по ОБЖ. Екатеринбург, Семейная школа, 1995 г., 64. с.
9. Чеурин Г.С, Самоспасение без снаряжения. Из-во «Русский журнал», Москва, 2000, 240 с.
10. Репин Ю.В., Шабунин Р.А., Середа В.А., Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Пособия по ОБЖ Екатеринбург, 1995, 110 с.
11. Ильенков Э.В. Деятельность и знание. Философия и культура. М.:' "Изд-во политической литературы", 1991 г., с. 381-386.
12. Чеурин Г.С. Загадка землепроходцев. \ Журнал «Уральский следопыт», № 10, 1999 г. с.19-21

Г.С. Чеурин, Центр экологического выживания и безопасности (ЭВБ), г. Екатеринбург

Последнее обновление ( 19.12.2011 г. )