Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Отчёт Александры Мурзич о семинаре 1 ранга

Семинар I ранга.
30.04.2011 г. – 12.05.2011 г., хребет Таганай, р. Ай.


Очень долго вообще не могла себе представить, как написать отзыв о семинаре. Обычно не жалуюсь на «хронологическую» память, могу разложить всё по дням, а здесь… Чувства, не поддавались (да, на самом деле, и не поддаются!) описанию; подробно говорить о событиях нельзя, дабы не раскрывать все секреты тем, кому этот маршрут ещё только предстоит; а самые острые воспоминания как-то слабо связаны с темой семинара.
Но всё же попробую.

Дорога «туда».

«Мы идем туда, где ветры…»

Помню чувство гордости при виде машины Андрея с развевающимся флагом Экспедиции!
Ещё запомнился прозрачный хрустальный лёд с озера Иткуль. Холодные кристаллы в ладонях сверкали и переливались под яркими лучами солнца и были для меня тогда прекраснее и дороже всех бриллиантов мира!

Хромитовый карьер… хм-м-м… ну да, заезжали, видели. Грустно.
Вот, собственно, и всё.
А склоны карьера вовсю начинают зарастать лесом. Лес был, и лес будет…

Ещё в пути было мороженое, незапланированная стоянка на реке Уфа (из-за пробитого колеса), маленький белый подснежник и песни.

Приехали в Кусу. Ушли из посёлка. Наскоро пообедали. Дождались Геннадия Семёновича и Андрея (они отвозили вещи, не нужные для похода в горы) и потопали до первой стоянки.
В эти сутки я была мастером по питанию. Никогда ещё не дежурила в настолько бессознательном состоянии, попросту «на автопилоте» !
Самое яркое впечатление отсюда – пушистая шатёр-ёлочка, которая полюбилась, кажется, всем. Под ее мягкими зелёными лапами, что свешиваются почти до земли, было очень сухо и уютно, как в шалаше. Залезть бы вдвоём-втроём под такую во время теплого летнего дождя и сидеть, прижавшись друг к дружке, слушать шум ветра и барабанную дробь капель…

От ёлочки начался наш путь наверх.

Таганай.

Мы выходим на рассвете,
С Таганая дует ветер,
Впереди стоит стеной таёжный лес.
Кто-то пусть скучает дома,
Ну а мы – по бурелому:
На плечах рюкзак, «Турист» наперевес.


Потом, после, было очень странно осознавать, что путь до стоянки на горе Шиш занял всего день. Он казался бесконечным, этот день. Бесконечным и… по счёту примерно четвёртым! Мне приходилось время от времени напоминать самой себе, что это всего лишь второй день. Я тихо радовалась – каким же длинным окажется весь семинар!
К обеду дошли до реки Шумги. Она напомнила мне алтайский Уул: такая же неглубокая, каменистая и говорливая – настоящая горная речка! Мы забрали немного вправо от места предполагаемой переправы, и передним пришлось поворачивать назад. Я же решила пройти по воде вдоль берега и, естественно, зачерпнула сапогами! Хорошо, было не холодно. Только немного обидно – по собственной дури… Но зато я выяснила, что сушить мокрые вещи на животе во время перехода (как советовал Геннадий Семёнович) мне бесполезно: носки только промокли ещё больше .
Погода действительно была настолько не холодная, что мы даже искупались. И я снова вспомнила ледяные алтайские речки – бр-р-р!!!

Мне очень понравился рассказ Геннадия Семёновича про «пять зеркал» на роднике. Надо будет как-нибудь попробовать.
Еще запомнились целые полянки подснежников и огромные корни-выворотни выше человеческого роста. И мысль о том, каким правильным было «взвешивание» всех рюкзаков перед стартом: идёшь так и понимаешь, что тебе-то, на самом деле, ещё легко…
Чувство усталости в конце перехода было несколько своеобразным. Желания упасть и больше не вставать не появлялось, просто тело иногда долго соображало, какое сделать движение, чтобы перешагнуть бревно или выпростать зацепившиеся за ветви лыжи. (Заметьте, соображало именно тело !)
Вечером меня ещё хватило на прогулку до вершины горы Шиш.
А на следующий день мы «навострили лыжи» и отправились на Большой Таганай.

Лыжи… О, эти лыжи! Путь наверх был – как бы получше сказать? – сложным, но довольно весёлым. Ещё бы! Два шага – и носом в снег (а коленками – об лыжи) ! А люди, идущие на лыжах по травке – это вообще зрелище не для слабонервных . Мужчины (спасибо им за терпение!) всю дорогу самоотверженно опекали неумёх вроде меня. В общем, наверх я забралась слегка уставшая, но с улыбкой.
Когда же пришла пора спускаться назад… Скатываться с горок, умудряясь при этом вписываться в повороты и избегать близких встреч с деревьями… «Летать на метле» у меня не особенно выходило, так что большей частью при спуске я держала палки, где и положено – по бокам. Но уж если не умеешь, то оно никак не умеешь. Я падала через пять метров на шестой. Лыжи были совершенно неуправляемы: длинные, прицепленные только за носок – поднимаешь ногу, а лыжина остаётся, где была, а если в снег чуть-чуть въехала – вообще неподъёмной становится! В мягких креплениях нога елозит, и получается, что лыжа стоит носком в одну сторону, а нога – в другую, и вся конструкция в результате разъезжается. Их даже «плугом» невозможно было поставить, не говоря уже о том, чтобы повернуть на спуске, не останавливаясь! Я казалась сама себе ужасающе неуклюжей, было обидно и зло брало, что не могу обуздать эти дикие лыжи и совладать с собственными ногами и руками. (О том, что стою на таких лыжах первый раз в жизни, как-то не вспоминалось .) Я шла, скатывалась, падала, вставала, снова шла, снова падала… Кусала губы, тихо костерила про себя и себя, и лыжи… Такой несчастной я себя не чувствовала давно.
Как же замечательно было услышать лай Джули и понять, что лагерь близко! А там – вкусный обед и жаркий костер: снизу по пояс я вымокла до нитки. И можно будет снять, наконец, лыжи!
Спрашиваете: пошла бы еще? Да не раздумывая!
Кстати, скользить по прямой на этих «диких лыжах» очень здорово! И вообще, сейчас вспоминать – так ведь есть, что вспомнить!!!
А на самой вершине было, конечно же, чудесно! Полазать, поползать, попрыгать по скалам… Я стояла на камне, почти на краю, мне в лицо дул ветер. Он был сильный и упругий, но не такой, на который хочется лечь и полететь. Этот ветер хотелось пить. Как родниковую воду…
Утром Таганай спрятался в облака, и мы собирали лагерь и выходили под чем-то средним между дождем и влажной взвесью. Вниз идти было легко и быстро.
Двое участников, которым пришлось вернуться в Кусу ещё накануне (из-за укуса клеща), ждали нас в посёлке. Во всяком случае, предполагалось, что они ждут там. Мне всё время казалось, что они нас встретят на «обеденной» полянке возле Шумги. Встретить, не встретили, но когда обед подходил к концу, наши друзья действительно появились. «Мы соскучились и отправились вам навстречу». Вот это был сюрприз! 
Потом – переправа, последние сотни метров по тайге, фотосессия под шатёр-ёлочкой, дорога до посёлка и – заброска отдельными партиями к реке Ай. Там – по подвесному мосту на другой берег, на поляну, где нам предстояло обжиться и построить флот для сплава.
Мост – это отдельная песня! Длинный, узкий, с дыркой посередине, раскачивающийся во всех направлениях одновременно – словом, такой, каким и положено быть приличному подвесному мосту . Только перила на середине уж больно низкие. Когда я в первый раз по нему шла, у меня коленки дрожали так, что мост, наверное, качался от этого ещё больше . Но потом все постигли тонкости передвижения по шаткой конструкции, и через пару дней мост стал родным и любимым.

Сплав.

Как обычно, сплав начинается с распределения по экипажам. Чувствую внутри лёгкий раздрай: конечно же, я люблю всех своих друзей, но, само собой, есть люди, с которыми я бы хотела оказаться в одном экипаже – и их здесь слишком много . Понимаю, что на один катамаран они все никак не соберутся. И вопрос даже не в количественном составе, просто… ну не будет такого и всё!
Но ведь, в конце концов, мы же все – одна команда! И какая разница, кто на каком катамаране. Тоже мне «условный противник»! Не в «Зарницу» же играем за красных и синих. Мы все – вместе! Мы все делаем одно дело! Мы все – в одном Кругу!
Когда эта мысль достучалась до сознания, стало легко и хорошо. Совершенно естественным образом я оказалась в экипаже со своими «соратниками» по секции Рукопашного Боя.
Мы очень долго выбирали название для катамарана, вертя так и этак слова «ветер», «свобода», «воля», «солнце»… В конце концов, наш корабль был наречён «Северным ветром», и к его чести, надо сказать, летел он почти, как ветер (хотя экипаж иногда ему в этом мешал ).
Ещё один катамаран назывался «М-Айские ласябры». До сих пор интересно, как выглядит ласябра. (Или – ласябр?)

Река Ай местами как две капли похожа на Чусовую. Не хватает только скал-бойцов по берегам. Зато там водятся чрезвычайно амбициозные бобры: такие деревья подгрызают – руками не обхватишь! И прочей всевозможной живности мы видели и слышали очень много. В детстве я читала в книжке, что косули «лают», а тут впервые это услышала. Правда, «лают»!

Во время сплава проходили и все ОДИ.
Они… э-э-э… м-м-м… В общем, они проходили. Боюсь, что немножко мимо меня. Во всяком случае, самые яркие впечатления связаны отнюдь не с играми. Наверное, это нормально, ведь помимо ОДИ происходило столько ВСЕГО!
Сбор берёзового сока и душевный вечер за Братиной и песнями.
Постройка укрытия в лесу, где наши доблестные мужчины ломали брёвна, как прутики, наподобие былинных богатырей.
Установка чума с использованием катамарана в качестве лестницы и тента в качестве дополнительной шкуры.
Скала на последней ночёвке. Она, конечно, не такая высокая, как камень Омутной, но вид с вершины всё равно красивый. И диких туристов рядом нет (ну, кроме нас, разумеется ).
Нежный желтоватый подснежник-«котёнок» среди чёрной, выжженной пожаром травы на вершине скалы. Он остался на фотографиях у всех без исключения.
Сосновые ветви, пушистые, разлапистые, а там, между ними по голубому небесному холсту тянется длинный белый след… «Подари мне рассвет у зелёной палатки, подари самолёт высоко в облаках…»
Всё это с лёгкостью перекрыло игры. Это и много-много чего ещё.

На последней стоянке у посёлка Межевой мы в скоростном темпе разбирали катамараны и байдарки, собирали вещи и грузили их в автобус, на котором уехали обратно в Кусу, где нас ждала… ба-а-аня! Вторая за семинар. И если в первый раз мы просто радовались возможности помыться, погреться, а кто-то – поспать на мягком диване, то во второй раз к этому добавилось: «В зеркало смотреть страшно!». (Говорю, само собой, только за девушек, да и то, наверное, не за всех .)
Огромная благодарность хозяевам за то, что приютили, накормили, обогрели нашу восхищенно-восторженно-усталую компанию!

Вот и последний день. Сумбурный, дождливо-солнечный, с долгими и порой довольно бестолковыми разговорами.
Точка. Конструктивная критика, а затем – много, очень много добрых, тёплых, душевных слов. Так много, что водителям приехавших за нами «ГАЗелей» пришлось подождать.
Снова погрузка, прощания, объятия (едем-то порознь), «По машинам!» – и…

…дорога обратно.

Она, воистину, превратилась в абсолютно самостоятельную часть семинара! Мы ехали домой (потом посчитали) 9 часов!
Это было что-то колдовское. Какой-то параллельный мир. Бесконечная ночь, бесконечная дорога, и машина едет, едет, едет… Куда едет, сколько едет, когда приедет – совершенно неизвестно, непонятно и неважно. Я запоздало осознавала все наши перемещения в пространстве, когда мы сначала вернулись ко второй «ГАЗели», в которой кончился бензин, потом поехали на заправку, потом вернулись опять… Вокруг что-то происходило; говорят, мы дважды чуть в кювет не слетели… люди в машине периодически о чём-то разговаривали, кому-то звонили… я сама что-то отвечала на вопросы Вероники, что-то говорила Наташе, что-то делала… Всё это существовало за гранью того параллельного мира, где протянулась бесконечная ночь-дорога…
Многие безнадёжно куда-то опаздывали, мне самой 12 числа надо было идти на работу. И дома уже потеряли. И никаких особо положительных эмоций, по идее, испытывать не полагалось. Но когда за окном над кромкой поля показалось солнце, кто-то из ребят сказал, что ехать нам ещё (!) часа полтора-два… и я обрадовалась. Эта колдовская ночь настолько слилась с дорогой, что и закончиться могла только вместе с ней. А солнце ей не указ.

«А всё кончается, кончается, кончается…»
Конечно же, как и всё в этом мире, дорога закончилась, и наступило утро . Улицы города, такие привычные и такие незнакомые… Замотанные водители (большое им спасибо за всё!) развозят нас по домам… Моя остановка… «Такое несерьёзное “пока”…» Иду домой, чувствуя на себе любопытные взгляды прохожих…

Большое спасибо всем, кто был со мной рядом эти 12 дней! Ведущему, организаторам и игротехникам – за то, что подарили нам это путешествие; за ваши «провокации», за вашу ответственность и веру в нас! И всем-всем – за терпение, за принятие, за улыбки и шутки, за надёжность и помощь! За то, что «каждый был открыт таким, как был»! От души всех благодарю и верю – наши дороги продолжаются!   
 

Последнее обновление ( 13.06.2011 г. )
 
« Пред.   След. »