Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Ориентиры развития

   Если встать в широком поле, прокрутить на пятке все 360 градусов, мож¬но визуально очертить линию горизонта. Куда идти от продавленной пяткой ямки? И зачем идти? Может здесь, у ямки, остаться? Вечные вопросы: куда и за¬чем идти, и надо ли? Проще, когда человек их сам себе задаёт, но ведь у нас этот вопрос в масштабах цивилизации.

   Куда пойдёт цивилизация, туда и двинется большинство. Кто они, эти ответственные, цивилизацию ведущие? Что видят они там, на линии горизонта? Навигаторы зна¬ют, что в дальних плаваниях иль полётах, ошибка, даже в один гра¬дус, приводит к тому, что экипаж прибывает не туда, куда задумыва¬лось. Ошибка может дорогого всем стоить.
   Время, для такой дискуссии, удачное. О чём же ещё, более насущном можно говорить? Религии и древние культуры обещают «ко¬нец света», учёные намекают на окончание прецессионного цик¬ла движения нашей планеты и о странном поведении космоса. Наша цивилизация погрязла в систем¬ных кризисах. Так, той ли дорогой идёте, товарищи? Не пора ли сме¬нить или поправить ориентиры? Горизонт широк - 360 градусов, и все градусы - наши. Определить правильный вектор можно, обла¬дая непредвзятой информацией из достоверного источника, опираясь на собственные мироощущения и миропонимание. Причём так мы можем нажить очередной между¬народный и межконфессиональный спор, который никогда не приведет к истине.
   Поэтому необходимо сформу¬лировать общую цель. И эта цель - всем целям цель. В неё должны уместиться все культуры, кон¬фессии и народы. Есть же сегодня «общемировая» цель, сформули¬рованная, в частности у нас, на 22 съезде ЦК КПСС (или где-то рядом, не помню точно номер), как «всемерное удовлетворение всё возрастающих материальных потребностей нашего народа...» К этому добавить от классиков политэкономии: «через мировую торговлю, через прибавочную сто¬имость». Прямо-таки священный союз желающих: всё больше по¬треблять, всё больше богатеть и всё больше властвовать.
   В примитиве это суть сегодняшней цивилизации. И что б уж до конца, - «в этом и есть суть се¬годняшнего счастья, заявленного сегодняшней цивилизацией».
   Ваш покорный слуга волею судьбы и времени участвовал и в коммунистическом и капита¬листическом строительстве, и, в общем, не безуспешно. Хотя и не то и не другое строительство не за¬кончилось успехом, и не привело к ощущению счастья. Потому бро¬сил это дело. Бросили не все, и у меня остались друзья, что называ¬ется «владельцы заводов, газет, па¬роходов». Они выполнили все, по¬ставленные перед собой задачи и за этой чертой обнаружили пустоту (собственно, и со мной случилось то же). Не зная, куда идти дальше, по привычке занимаются добавле¬нием нулей к стоимости своего бо¬гатства. Грубо говоря, идут вперёд, куда показали, а горизонт - пуст.
   Но не будем о грустном, а бу¬дем по существу. О достоверности источника информации для опре¬деления ориентиров, вектора раз¬вития. Их по сути два. Это мнение сведущего человека и собственное озарение, пришедшее свыше. Оза¬рение - это, конечно, здорово. Но озарению одного человека вряд ли поверит человеческая цивили¬зация, а массовое озарение встре¬чается крайне редко (а было бы классно). Поэтому озарение, как источник, придётся отменить, в на¬шем случае, конечно.
   Сведущий человек, он, конеч¬но, хорошо изучил вопрос. Но нам важны его цели, для определения степени доверия. Либо он альтру¬ист, либо корыстен, и различить это, подчас бывает очень сложно. Под «сведущим человеком» я по¬нимаю две информационные си¬стемы - так будет понятнее. Си¬стема номер один - медиасистема. Номер два - живая традиция. За каждой системой стоят свои «жре¬цы», их курирующие. «Жрецы» медиасистемы плохо просматрива¬ются, и, вы уж меня извините, зело корыстны. И эта корысть «прёт из всех дыр», - так, что её трудно не заметить.
   За живой традицией стоят ро¬дители, деды, щуры, пращуры и прочие родичи и учителя, которым «на роду написано» любить детей своих, желать счастья им, и совсем не за деньги, а скорей «в расход», и не только денег.
   Поэтому дальше, в своих рас¬суждениях я буду апеллировать традиционной информацией, со¬бранной из опыта сотен поколений моих и ваших предков.
   Традиция знает всё, так как наши сегодняшние вопросы были всегда, лишь технологическое и историческое оформление было другим. Да и традиция, она ведь живая. Она всегда делает поправку на текущие времена и исторический опыт. При этом ей свойственен консерватизм, то есть изменения в одном поколении происходят не¬значительные. Сама традиция не даёт «дурить», делать опрометчи¬вые шаги.
   Можно быть со мной несоглас¬ным и обратиться к другим исто¬кам и убеждениям. А я ведь и не ставлю перед собой задачи кого-то убедить или переубедить. Убеж¬дать - это рядом с бедой ждать. Убеждённый легко переубеждает¬ся, потому как, убеждения-то не его. Здесь требуется осознанность работа собственной мысли. И свою задачу я вижу в передаче вам, друзья, пищи для размышления. И если в формировании чьей-то осознанности, будет присутство¬вать моё слово, я буду считать свою задачу, выполненной.
   Основой любой традиции, явля¬ется Вера, основанная на жизнен¬ной цели (завета) целого народа, вы¬раженной в его судьбе. Естественно, у каждого рода, семьи, человека есть своя судьба. Но человек следу¬ет ей или торит её, исходя из народ¬ной Веры.
   Всем властителям было из¬вестно (да и сейчас известно), что народ, имеющий общую веру, да если он крепок в ней - непобедим. Его можно уничтожить, но не по¬бедить. Поэтому главная цель, вернее средство, всех поработите¬лей - уничтожение народной Веры. В чём вера твоя, россиянин? Если затрудняешься ответить, значит, будет скоро тебе другое название и другая вера. Давайте отменим та¬кую программу.
   В дореволюционной России, ос¬новной профессией русского царя была - защитник Веры. Защитни¬ком своей Веры его считали право¬славные, мусульмане, буддисты, калмыки, татары и русские, про¬чие славные и инославные народы. Что-то произошло и произошло не вдруг, и ослабла Вера, и разруши¬лась система. Через пару лет после революции богоносный народ по¬шёл крушить свои храмы. Это от¬дельная и весьма интересная тема, но мы сегодня не о ней. Тем более что вектор цивилизации сменился не тогда, а много раньше. Некото¬рые историки считают, что это про¬изошло в XVII-XIV веках до н.э. На территории сегодняшней России, вернее, Киевской Руси, это произо¬шло много позже (сила традиции, здоровый консерватизм), где-то в IV-V веках н.э.
   До этого цивилизация была дру¬гой, основанной на принципах «сударства» - дарения вместо прода¬жи, позже обмен (но без денежного или трудозатратного эквивалента), духовных подвигов и добродейства. И сейчас остатки этой цивилизации живут где-то в монастырях и кибуцах, да в наших душах, инстинктив¬но тянущихся к духовному.
   Всякие революции имеют бла¬гие цели, а заканчиваются одина¬ково плохо. Поэтому я предлагаю эволюцию. Эволюционную смену вектора цивилизационного раз¬вития человеческой цивилизации. А вектор определяется главной це¬лью. Вот про эту цель и поговорим.
   Есть у народов России, да и у других европейских и азиатских на¬родов символ Древней Веры. Древ¬ний - в корне древо, дерево. Этот символ встречается на фасадах ста¬рых храмов и не только православ¬ных, и не только христианских. Этот символ знаком каждому из русских сказок его детства. Помните, «Сказ¬ка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Дуб на изгибе морского берега, цепь златая, кот. Позвольте мне немно¬жечко побыть котом, да сказочку вам поведать.
   Конечно, с Ариной Родионов¬ной мне не тягаться. Она сама суть живой традиции, сказительница. Существовала такая форма пере¬дачи информации на Руси, через сказителей, в противовес (а может в дополнение) письменной.
   Слову сказанному больше до¬веряли, не соврёт человек словом глаза в глаза. Такая информативная форма была описана белым офице¬ром и историком Миролюбовым. Тогда, ещё в нежном возрасте, под¬бирались, одарённые памятью дети (отроки), запоминавшие наизусть огромные пласты информации из истории и народного эпоса. В про¬шлом году я встретил таких ска¬зителей в Марокко. Миролюбов встретил такую сказительницу на Дону в гражданскую войну. Хоте¬лось бы верить, что они, где-то со¬хранились в России. Я же не могу говорить от имени традиции. Я вам лишь рассказываю так, как я её понимаю.
   Так вот про Дуб. Листва на Дубе том, есть человеческое общество, цивилизация. Оно тянется к свету, каждый год приближаясь к солн¬цу. Крона, через ветви (народы, ре¬лигии), опирается на ствол Веры, питаясь от корней своих, соками традиции. Вот вам и цель, к свету, и иерархия и средства достижения. Без любой составляющей, цивилиза¬ция гибнет, крона древа осыпается. Такой вот экспонат, символ, находя¬щийся всегда «под рукой», использо¬вали предки и учили по нему.
   Вот только что считать светом (солнцем)? Может быть прибавоч¬ную стоимость, набор потребитель¬ских благ? Я пробовал, от такого «солнца» в душе пустота. Но ведь тя¬нутся многие. Может другого «солн¬ца» не видят, спрятали его от них.
   Во всех культурах, по крайней мере, в тех, что я знаю, есть понятие, именуемое в православии «лествица Духа». Это символ, представляю¬щий собой лестницу, по ступенькам которой, человеческая душа (и не только человеческая) идёт вверх к величию Духа, совершая духовные подвиги. Есть лествице аналоги и в виде кланов, сословий, званий, других иерархий. Они, конечно, из¬рядно обветшали и изменились, но суть осталась. Есть в русском языке приставка «вос»: вос-хождение, вос¬-становление, вос-приемство... В его основе есть понятие «ось» (основа - новая ось), ось духа. Суть его та же, что и лествица. Эта ось и есть Вера - ствол Дуба, ориентир цивилизации. Все ветви немного отклоняются от ствола (свой путь), но движутся туда же - цель одна. Можно было бы и дальше рассуждать, но это уж сами, пожалуйста.
   Это, так сказать стратегия, а с тактикой что же? На мой взгляд, здесь уже могут быть расхождения. Есть среди народов и рас различия в мироощущениях. Некоторые ощу¬щают себя на земле миссионерами, некоторые рабами, а кто узниками. И, пожалуй, эту глубинную часть сознания людей не переделать. А может, и не надо переделывать-то. Ведь если бы у всех народов была хотя бы конечная цель одна, то та¬кая цивилизация, надо признать, была бы жизнеспособной. В про¬тивном случае, надо признать, что на планете будет несколько циви¬лизаций, интересы которых (ко¬нечные цели), не совпадают. Исход легко просчитать. Я думаю, случай с нашей планетой не «противный». Противны цивилизационные ори¬ентиры, внедрённые когда-то в по¬рядке эксперимента, ошибочно или по злому умыслу.
   Существовала же когда-то еди¬ная цивилизация, с единой целью, как утверждают некоторые истори¬ки, тысячи три с половиной лет на¬зад, пока один из народов, по какой- то причине, не решил изменить общим целям.
   В общем, я расскажу вкратце, о стратегии достижения заявленной цели, которая существует в изложе¬нии некоторых народов, достаточно хорошо известны и изложены в раз¬личных «заветах».
   Так вот, согласно «заветам» зем¬ля человеку дана во владычество со всем растительным и животным миром. Владычествовать - значит в ладу содержать горы, моря, реки, луга, леса и тварей живых. Вот та¬кая вот нелёгкая задача, но эта за¬дача номер раз. Номер два. Живя общиной, найти в ней своё место, избавить себя от страстей (пороков) и помочь в этом ближнему в силу своих способностей и места на ле¬ствице духа. Номер три - служить и славить Бога. А всё вместе, это называется жить в Законе Божьем. И мерилом деяний человеческих является его Совесть. Вот так вот всё просто, да не легко. Торговать землёй заветной и совестью проще и, на, неискушённый взгляд, при¬ятнее.

В.В. Московкин,
организатор этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье»
 
Напечатано в журнале // Чистая энергия. – 2010. – №3. – С.18-20.


 

 
« Пред.   След. »