Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

Русское боевое искусство

Image

ШКОЛА РУССКОГО БОЕВОГО ИСКУССТВА

ImageЗанятия проходят в помещении, на природе (в лесу), и в режиме двух-трёх дневных выездных семинаров. В помещении занятия проводятся по понедельникам, средам и пятницам, с 20.00 до 22.00 и могут назначаться в свободном графике в иное время, как по рабочим дням так и по выходным. На природе занятия назначаются, разово, по рабочим дням и в выходные. Семинарские выезды проводятся один раз в три месяца. Подробности по телефону: 8 922 103 13 16, Сергей Владиславович.

На занятия приглашаются: юноши и девушки, достигшие 18летия и взрослые





 

ImageНа занятиях изучается: навыки ведения боя, нападение и защита, удары, броски, выведения из равновесия, болевые приёмы, работа с оружием и против оружия, бой против нескольких нападающих, ведения боя в ограниченных условиях, психологическая подготовка. Упражнения для развития гибкости, ловкости, координации; работы направленные на нахождение и убирание телесных и душевных помех (зажимов) мешающих свободному движению. Волновая и суставная гимнастики.










Видео

О русском пути в боевых искусствах.

В этом очерке я попытаюсь рассказать о своём понимании боевых искусств, того мировоззрения, которое лежит в основе этого, и того качества, которое позволяет нам выделять особое направление в общем потоке искусства боя, и называть его русским.

ImageНа мой взгляд, искусством, рукопашный бой делает не столько умение виртуозно владеть своим телом, и не только отличное знание боевых движений. Всё это возможно и на уровне хорошо отточенного ремесла. Искусство начинается тогда, когда рукопашный бой для тебя, становится тем, через что ты начинаешь видеть мир. Становится неким мировоззрением, которое ты приобретаешь, и которое начинает вести тебя по жизни. И здесь важно понять, что я говорю не о том, что ты смотришь в мир и ищешь, кому бы набить морду. Хотя, это тоже, одно из возможных мировоззрений, существующее в нашем мире. И мы умеем узнавать его в окружающих людях, или в самом себе. Я не об этом. Я о том, что ты как Воин сражаешься НЕ ПРОТИВ врагов, а ЗА себя, ЗА свой народ, ЗА свой мир. НЕ ПРОТИВ, а ЗА. Вроде мелочь и игра слов. Но именно с этой мелочи и появляется возможность понять в себе то мировоззрение, о котором я и пытаюсь сказать - мировоззрение Воина. И боевое искусство, в данном случае, это умение владеть собой в любых ситуациях, происходящих в жизни, умение побеждать, не только внешних врагов, но, прежде всего, своих внутренних противников, тех, что мешают тебе быть осознанным, искренним и уверенным в себе. Боевое искусство это особое состояние – состояние Воина, ведущего битву. Писать об этом более подробно, здесь, я не вижу необходимости и смысла. Боевые искусства - вещь практичная и их надо «трогать» своим телом и душой. Думать, осмысливать и задавать точные вопросы, которые волнуют тебя именно сейчас, без ответа на которые ты не сможешь сделать самые ближайшие шаги по жизни.

ImageВедь, как правило, путь постижения боевых искусств начинается с прихода в твою жизнь вопроса о собственной самозащите, или же ты выбираешь боевые искусства как способ снискать уважение, или получить восхищение окружающих. И о мировоззрении ты тогда не думаешь. Как впрочем, редко задумываешься и об истинных мотивах своих занятий. Вопросы о мировоззрении приходят позже тогда, когда первоначальные цели исполняются или отменяются тобой за ненадобностью. Или ты впускаешь в себя иные цели, достижение которых невозможно без настройки соответствующего мировосприятия.
И здесь надо понять, что достичь желаемого можно разными путями, разными решениями. Например, самозащита. Как можно решить этот вопрос? Можно, к примеру, решить, что я этот вопрос в жизни решать не буду, и это и станет для тебя решением. А можешь приобрести пистолет, и носить его с собой на всякий случай, или можешь нанять охрану, и таскать её с собой. С другой стороны, одним из путей является развитие физических качеств тела, таких как сила, выносливость, гибкость, ловкость. Все они очень важны и необходимы для боя. И вполне возможно, кому-то этого вполне достаточно. Ведь если ты сильный, тебе легко приложить силу, для того чтобы победить, если выносливый, то долго не устанешь в бою. Если быстро бегаешь, то сможешь убежать от врагов, драться с которыми не входит в твои планы. А если у тебя накаченная фигура, то ты можешь надеяться, что на тебя не нападут, испугавшись твоего внушительного вида. Во всём этом есть своя правда, и это работает. Конечно не всегда и не со всеми.

ImageОдин из возможных путей: это заняться изучением техники боя. Изучать, как двигаться, как бить, как бросать, как защищаться. Наиболее ярко этот путь выражен в большинстве школ спортивных и восточных единоборств. На этом пути я остановлюсь несколько подробней, потому что именно в сравнении с этим путём, я хочу показать, в дальнейшем, что считаю русским в боевых искусствах. И перед тем как начать, ещё одно уточнение: я сознательно не беру в рассмотрение философию и религии востока, которые без сомнения лежат в основе и искусства боя на востоке. Я не являюсь специалистом в этих вопросах, что не даёт мне возможности делать точные выводы б этом. Я буду говорить о том, что делает человек, приходя в зал на занятие, о том, чем занято основное тренировочное время, в этих школах. А занято оно изучением техники, и совсем немного развитию физических качеств тела. Вернее сказать развитие физических качеств идёт путём изучения и отработки техники. Причём вся техника жестко обусловлена рамками той школы, в которую пришёл. К примеру, если ты изучаешь бокс, ты не дерёшься ногами. Если ты каратист, то дерёшься ногами и руками, и не лезешь в борьбу. Если самбист, то не делаешь болевые приёмы на кисть. Тебя к этому не готовят и этому не учат. Ты, конечно, можешь осваивать это, но уже не в рамках этой школы. Процесс обучения так же очень ясен и понятен. Есть нормативы, идущие от простых, базовых движений к всё более сложным. Есть учитель, который даёт школу. И как правило задача ученика проста делай то что говорит и показывает учитель, повторяй за ним, доводи все приёмы до совершенства, многократным повторением. То есть ты приобретаешь возможность реагировать на боевую ситуацию, уже не думая и не осмысливая – автоматически. Узнал – сделал. Это очень хороший навык, он позволяет высвободить думанье для решения не технических, а тактических задач. Но есть и минусы. Основной в том, что ты часто не соответствуешь своим движением той ситуации, в которой его применяешь. Это подобно тому, когда ты прекрасно знаешь, что сейчас в твоей квартире отключили свет. А по этой кнопке на стене, нет-нет да щёлкнешь. Это и есть тот самый автоматический навык, развитый многократным повторением движения в течении жизни. Беда в том, что тебя в этот момент нет, вернее нет в том движении, которое делаешь. Ты осознаёшь его тогда, когда оно уже завершилось. А ты ошибся. А ведь бой гораздо менее предсказуемая и намного более изменчивая штука, чем наш повседневный быт. И ещё важный вопрос: Сколько боевых приёмов ты сможешь довести до такого уровня автоматизма за свою жизнь? Скорее всего, немного. Ведь у тебя вряд ли есть возможность уйти в монастырь Шаолинь, лет так на пятнадцать и заниматься там по двадцать пять часов в сутки.

ImageКак же строится процесс обучения в русском рукопашном бое? Подчеркиваю, что пишу, только от своего имени, основываясь на собственном знании и понимании. Вполне возможно у других мастеров, преподающих русский рукопашный бой, на этот счёт может быть своё, отличное от моего мнения. Русским боевое искусство делает первоочередная ставка на включение у себя и дальнейшее развитие способности находить или придумывать выход, из сложившейся ситуации, исходя из окружающих тебя в этот момент условий, твоих знаний и опыта. И методика преподавания в данном случае, будет строиться на создании, как можно большего числа разнообразных игровых, учебных ситуаций в которых человек попадает в крайне непредсказуемые и неизвестные ему положения. И, как правило, у него редко бывают заранее известные ему ответы. Как тут быть и что делать. Ответов нет. И приходиться думать, думать самому, изучать и понимать происходящее. Что-то находить и пробовать. Конечно, может получиться, а может, нет. Получилось - хорошо. Не получилось, ищи дальше, находи и снова пробуй. Задача учителя при таком обучении заключается в создании и придумывании для учеников именно таких внешних условий и ситуаций, которые бы максимально способствовали нахождению ими ответов на наиболее важные для них вопросы. Техника как таковая конечно, изучается, но её изучение и отработка всегда очень конкретна и практична. Например: ты входишь в учебный бой, работаешь, внимательно следишь за всем происходящим. И пропускаешь прямой удар в голову. Просишь партнера повторить движение и в этом же положении. Смотришь, что привело к тому, что ты не заметил удара или не успел от него защититься. Находишь и исправляешь. Потом, выйдя из боя, ты можешь закрепить найденное движение, отработав как технику защиты от прямых ударов или как навык уклонов головой. Учитель со своим опытом, может показать тебе какие ещё, есть варианты защиты и как их лучше отработать. Или как можно сделать то же движение, проще и легче. Ты с товарищем отрабатываешь это и снова входишь в учебный бой, где есть возможность закрепить полученные знания в свободной работе. Затем ты выявляешь следующее своё слабое место и работаешь уже с ним. К примеру: попадаешься на захват за кисть и болевой приём, пропуская момент захвата. Или замечаешь, что, получая удар, вдруг начинаешь заводиться и злиться и ловишь себя на том, что всеми силами пытаешься ответить напарнику тем же, и теряешь при этом свою изначальную цель и чёткое понимание происходящего…

Таким образом, отличие русского рукопашного боя от других направлений заключается, прежде всего, в том, что при изучении «восточного» пути ты учишь готовые ответы на вопросы, которые только могут быть заданы тебе в будущем. То есть знание ответа предшествует вопросу и ситуации. При работе по «русской» методике: сначала событие, потом твой вопрос на основе полученного опыта, потом поиск ответа. Со временем и опытом такой работы ты достигаешь способности отвечать на возникший вопрос прямо и непосредственно в момент его возникновения.

Хочу ещё раз отметить: я делаю различение на вариантах путей, которые выбирает человек, задаваясь вопросом о самозащите. Я говорю о различии в методиках преподавания. И понятие русское в данном случае относительно. Ведь и карате можно преподавать «по-русски». И наверняка такие случаи есть в России. Правда будет ли это то каратэ, которое традиционное развивается в Японии. Наверно, только по внешней форме. Так и русский стиль можно преподавать на «восточный» манер. Просто показывая и объясняя технику, следя за тем, чтобы ученики всё делали правильно. Так или иначе, это выбор. Выбор пути, которым идёшь. И неважно учитель ты на данный момент времени или ученик. Как и не важно изучаешь ты русское или восточное, или просто ходишь в спортзал и тягаешь штангу. Это всего лишь путь, внешняя форма, которую ты выбрал для самосовершенствования. Важно, что, идя по своему пути, ты слышишь внутри биение сердца и чувствуешь тягу своего духа: ТУДА. И это твой путь, ПУТЬ С СЕРДЦЕМ.

Поляков Сергей Владиславович, ноябрь 2009

Image  Image  Image  Image




 

Последнее обновление ( 25.12.2010 г. )