Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

Как это было


(или отчет по семинару «Сибирского пути»)
Хотелось бы несколько слов сказать о том, чем мы были заняты в выходные 22, 23 и 24 марта. В это время проходил семинар «Экологическое выживание».
В трех словах о семинаре - очень интересно, очень познавательно и очень творчески!! Супер. Полезная вещь. Заставляет взглянуть на жизнь немного под другим углом. Но о впечатлениях позже…
…Трехдневный  семинар проводился в маленькой деревушке Трёка, что под Первоуральском. В глухом, очень красивом месте, на реке Чусовой, куда пришлось добираться по висячему мосту, а машины в летнее время вообще не ездят –  для них нет моста. Организаторы  семинара – «Сибирский путь», руководитель семинара – Чеурин Геннадий Семенович. Нас – группа 9 человек, 6 ребят и 4 девушки. Спартанские условия, правда довольно комфортные, кроватей нет, умывальник и остальные «условия» на улице - недаром  семинар назывался «Экологическое выживание».  Сразу хочется сказать, что сотовой связи в том месте нет, и это не случайно – для того, чтобы ничто не отвлекало участников семинара от проводимого мероприятия.
По правде говоря, перед  этим семинаром  я думала, что там будут рассказывать об экстремальных ситуациях, в которые может попасть человек, и что в каждом конкретном случае ему необходимо сделать. К примеру,  как не потеряться в лесу, суметь выжить, если ты все-таки потерялся, как построить жилище, разжечь костер и т.п. То есть то, о чем, собственно, написано во многих книгах по выживанию. Здесь же подход другой – как попав в экстремальную ситуацию не потерять голову  и, имея минимум снаряжения (возможно, абсолютно никакого снаряжения), пищи, медикаментов и т.п., все-таки выжить, имея главное оружие – свою голову, ТВОРЧЕСКИ подходя к ситуации.
Как свалить сухое дерево для костра, не имея ни топора, ни пилы, ни каких-либо инструментов, фактически голыми руками? Или опять же пример – как разжечь костер абсолютно мокрыми спичками из мокрых дров??  В обычной ситуации инструктор показывает, как это делается, а потом предлагает повторить участникам. В нашей ситуации было иначе. Было предложено самим подумать и попытаться сделать это на практике сразу, без объяснения. Каждому. Спички предварительно замачивались у нас на глазах в воде, дрова шли туда же. Полтора часа каждый из нас пытался разжечь костер. Полтора часа. В снегу… Сушили спички и дрова. Кто – где. В разных местах. На теле, под мышками, на животе. Пытались зажечь костер. Спички в коробках стремительно заканчивались.  Идеи, как можно разжечь эти сырые ветки, иссякали. Я со своим богатым туристическим прошлым зашла, к своему стыду, в полный тупик. Вначале были мысли разжечь вперед всех, потом – хотя бы вообще в принципе это сделать. Мой костер загорался и тух четыре раза.
Когда уже стали пролетать мысли вслух -  «Всё, сдаюсь…», был объявлен общий сбор. И нам, наконец, показали,  как РЕАЛЬНО это делается. Опять замачивались спички и дрова, сушились на себе, разжигался костер… И ОН ГОРЕЛ!!! У всех вырвался вздох: «Вау!..». Еще бы – после полуторачасового ползания в снегу, перебирания всевозможных способов разжигания, попыток полузамерзшими пальцами чиркать спичкой, попыток ЗАСТАВИТЬ эти дрова загореться, - нам показали, как достаточно просто это делается. Одно утешало, на одном из предыдущих семинаров из одиннадцати  егерей – людей, так сказать, профессионально занимающихся лесом, смогли разжечь костер в таких условиях только два человека.
Может возникнуть ощущение, что в процессе добывания огня мы мерзли в снегу, «скрюченными пальцами разжигая костер»,  но нет – за этим очень бдительно следили. Мы не мерзли.
Подведем итог. На  этом примере я показала, в чем отличие этого курса от других курсов по выживанию: человек вначале пытается все сделать сам. А только потом, после того как он сам ПОПРОБУЕТ разрешить ситуацию, будет творчески подходить к ней, искать варианты решения, и не найдет – только после этого показывается решение.  В отличие от других курсов по выживанию, где вначале  показывается решение ситуации, а потом идет лишь слепое повторение, копирование. Именно в первом случае вырабатывается  умение придумывать выход из экстремальной ситуации непосредственно в тот момент, когда она только начинает возникать.
Вообще, по такому  принципу и строится весь семинар «Сибирского пути»: поместить человека в условия, в которых ему приходится начинать подходить к ситуации нестандартно, творчески. Эта способность мыслить творчески запоминается человеком, и потом уже в самой жизни применяется им.
На семинаре давалось многое из физиологии человека, психологии, конфликтологии – и теории и практики. Рассказывалось о культуре наших северных народов, о том, что в своей сути Россия – это многоосновная, многонациональная, наконец, многоконфессиональная  страна. И многое, многое другое. График занятий был достаточно плотный.
Забыла сказать, что руководитель семинара – Чеурин Геннадий Семенович – почетный полярник, участвовал  в больших по продолжительности экспедициях по Крайнему Северу, человек огромного жизненного опыта. Он нам рассказывал, что когда Полярная экспедиция шла  много месяцев  вдоль северного побережья России на собачьих упряжках от Уэлена на крайнем северо-востоке страны до Мурманска на западе, и снаряжение, взятое с собой, уже не помогало, или его не хватало, и тогда участникам экспедиции приходилось учиться выживанию у местного населения. У людей, которые всю свою жизнь живут в условиях Крайнего Севера.
Именно эта экспедиция, полученный в ней опыт,  определенное мировоззрение, сформированное в результате экспедиции, и идет  красной нитью через  всю программу семинара.
На семинаре  так же рассматривались экстремальные ситуации в социальной среде. По моему мнению, это очень важный аспект. Ведь  чаще всего человек попадает в своей жизни – в быту, в общении с людьми, на работе – в разные стрессовые, конфликтные ситуации, которые по своему существу также являются для него экстремальными. И умение видеть суть конфликта, умение противостоять стрессу, или умение выйти из стрессовой ситуации – очень важно. Оказывается, можно конфликт из разрушающего, сметающего, переходящего на оскорбления, непонимание,  перевести в разряд развивающего, когда вся энергия людей, направленная на разрушение, будет направлена на созидание…
Чтобы мы хоть чуть-чуть почувствовали разрушающую особенность конфликтной ситуации, грань начала развития конфликта, нам было предложено поучаствовать в так называемых «Организационно-деятельностных играх». Проще говоря, команда в игровой форме помещалась в искусственно созданную конфликтную ситуацию, из которой можно было выйти только путем принятия коллективного решения, путем согласия всех членов команды.
Уже потом, после семинара, я искала в интернете материалы по конфликтологии. Оказывается, все организационно-деятельностные игры можно разделить на 6 уровней по степени сложности: от простого мозгового штурма, и ролевой игры до игры на формирование правил.  Также команда вводится в конфликт, а руководитель выступает чаще всего в роли «холодного ветра», который срывает поиск решения, запутывает репликами ситуацию, мешает процессу принятия единого решения. В играх наглядно видны и попытки подавления участниками наиболее верных решений, и выявление лидера, и процесс «захвата власти», и попытки подчинить свое мнение мнению большинства.
У каждого участника в процессе игры формируется стойкое отношение к игре в целом, к команде, к руководителю, проводящему игру. И вот что интересно – для тех участников, которые влились в игру, принимали деятельное активное участие в процессе – приходит понимание, ощущение тонкой грани между конфликтом разрушающим и созиданием, а пассивный игрок, к сожалению, получает впечатление довольно тяжелое, ощущение зря потерянного времени, а руководитель в его сознании получает ярлык «неквалифицированного педагога». Подобное, по моему  ощущению, произошло с одним человеком на нашем семинаре. Он получал стойкое негативное впечатление о семинаре в целом, и о  руководителе, в частности. Хотя все остальные члены  команды в восторге от семинара.
И еще: уже в самом начале семинара руководителем было обговорено условие – на семинаре ничто не принимается за догму, всегда есть возможности для со-мнений (т.е. иных мнений, отличных от мнения руководителя), по каким-то вопросам человек может быть не согласен полностью. Руководитель  же только представляет свой жизненный опыт.
В целом семинар мне очень понравился. Очень и даже очень. Хотя некоторые моменты из семинара мной были не приняты, а с какими-то я согласилась, как с частным мнением руководителя. Это мое со-мнение и мое право, это и предусматривалось в самом начале наших занятий. И все же я в восторге от, так скажем, 80  процентов семинара. И считаю, что эти 80 % наработок и методик можно и должно использовать в своей жизни и применять в работе с другими людьми.
Вообще семинар – это громадный опыт, за три дня плотной работы ты начинаешь по-другому смотреть на вещи, более вдумчиво, более весомо, более  чисто, что ли. Чуть с другой стороны, чем обычно. Начинаешь по-другому смотреть на людей, которые рядом с тобой, которые тебя окружают – более человечно, сострадательно и вдумчиво.
Особенное слово хочется сказать о команде, которая принимала участие в семинаре. За три дня отдаленной от города жизни, постоянной работы в команде, эти ребята стали мне очень близки. Хотя мы все разные -  с разными мировоззрениями и даже религиями – православные, мусульмане, с «восточным» уклоном, есть философы, есть ищущие ответы на вопросы,  есть те, кто думает, что он уже нашел ответы… Спасибо этим людям, чувствовать которых я немного научилась, через которых  поняла что-то новое в себе, которые мне дороги, как ЛИЧНОСТИ. Я воспринимаю их как  некое «сокровище», данное мне, а   поскольку я православная, я понимаю, что ничего просто так не происходит, и, следовательно,  мы столкнулись в жизни не случайно…
Также хочется отметить, что наша команда не  рассыпалась после окончания семинара, мы продолжаем встречаться, и постоянно интересуемся жизнью друг друга. 
В самом конце, для тех, кому стало интересно – ссылка на скромный сайт «Сибирского пути»: www.sibir-put.nm.ru  Хотя все же лучше общаться с этими людьми напрямую, а не просто  читать информацию и составлять по ней какое-то мнение.

Евгения Горовая,
участница семинара «Экологическое выживание»
22-24 марта 2008 г.

Последнее обновление ( 06.10.2010 г. )
 
« Пред.   След. »