Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

Детская смена

«…Как работать с детьми?
Да примерно так же, как и со взрослыми!
Однако еще более профессионально и искренне…»
(приписывается Янушу Корчаку)
                                                 
Итак, прошел эксперимент.
Экспедиция « Сибирский Путь» на р. Чусовой в течении недели работала с группой 5-6 летних детей( с родителями).
Кое - кто на такую «новость» ухмыльнется, какая же здесь инновация? Ведь работают уже десятилетиями по всей России чуть ли не сотни подобных экспедиций, да и у нас в Екатеринбурге известен клуб «Вита» на оз. Иткуль.
Однако, инновации наши в том, что на стандартный отдых родителей с детьми была «наложена» наша эксклюзивная программа «Русская Традиционная Культура Путешествий».
Напомним для непосвященных, что позаимствована она у русских казаков- землепроходцев, неоднократно удивлявших весь мир на протяжении пятисот лет своими подвигами. Причем не только(и не столько) боевыми, сколько именно мирными.
А программа эта состоит из комплекса:
- выживание на природе без снаряжения;
- русская конфликтология;
- экстремальное плавание;
- русское боевое искусство;
- тренинги по коммуникативности;
- возрождение этнокультурных традиций.
Апробировалась эта программа для 14-16-ти летних школьников ежегодно
с 2003 года (периодически же экспедиции подобные проводятся с 1986 года).
Но отмечено было не однократно, что возрождение традиций предков у молодежи необходимо начинать не с 14-ти лет, но значительно ранее. Вот и возникла идея нашего эксперимента.
Итак, одиннадцать детей с родителями (три четверти которых - инструктора экспедиции), плюс инструктора штатные ( всего 27 человек) в течении недели на базовом стане «Трека» пытались адаптировать свою программу для группы младших.
Вначале о том, что принципиально не удалось. « Задумка» создать одновозрастную детскую группу не состоялась. Не могли мы отказать своим сторонникам (и участникам экспедиции), имеющим своих детей возраста иного. Вот и была детская команда с разбросом по годам от 1-го до 11-ти лет. Потому-то попытка включить игры , танцы , хороводы, известные многим по празднику «Купалы», натолкнулись на элементарную разницу в росте .
Да и для занятий по боевому искусству, как известно, требуется соответствие весовых категорий. Проводить занятия по конфликтологии тоже вряд ли имело смысл.
Так что же совсем повалился эксперимент? Никак нет. По мнению большинства родительской группы.
К примеру: вместо экстремального плавания на « ура» прошли занятия по сплаву вниз по реке на пенках-карематах. Хотели провести поход по выживанию ( в крапивных зарослях), но…элементарно не успели. Горько об этом сожалели, а к концу смены выяснилось, что дети, себе предоставленные на природной воле, сами проложили подобные маршруты по окрестным зарослям. И в последний день с гордостью провели мам и пап этими путями.
Итак, получилось, что главный итог экспедиции – в родителях. По единодушному признанию, прожить неделю со своими детьми, в обстановке русской общины, взаимодействуя ежедневно и ежеминутно с родителями иными, наблюдая особенности общения своих детей не только со сверстниками но и с младшими - старшими, увидеть, как в зеркале, в поведении своих детей самих себя ...! И притом не страшиться за свою репутацию...! Разве этого мало?
Формирование общины – особый разговор. Те, кто бывали в нашей экспедиции, наверняка обратили внимание на особую форму раздачи пищи, в кругу. Были в начале опасения, что не смогут дети элементарно удерживать в руках горячие кружки, тем более тарелки с супом. И, тем не менее, за редким исключением, начиная уже с пятилетнего возраста, участники экспедиции полновесно включались именно в общинное действо.
Но посмотрел бы кто-то со стороны , в каком упоении родители строили корабли ( самовязанные катамараны). Жерди для которых нужно было заготовить в дальнем лесу, спустить их с крутого косогора в реку, связать в плот, отбуксировать его не меньше километра вверх по течению (с бурлацкими песнями), да увязать рамы шпагатом ( на каждом узле работало по 3-4 человека). Смешно говорить об опасности однодневного маршрута по р. Чусовой, когда из-за жары и воды то в реке практически не было, но отнеслись родители к этой задаче на полном серьезе. Потому как сами сидели на веслах, полученных перед этим как « мирное оружие», а «палубными матросами» были их дети (в том числе годовалые).
И «испытание» на сплаве нежданно-негаданно пришло. Предполагалось, что « мелких» во время сплава будут постоянно подкармливать конфетками- печеньками,..! Не было счастья, так несчастье помогло….! Весь пакет с ними, с приятными неожиданностями, в суматохе отправки благополучно остался на берегу …И самым вкусным угощением был травяной чай без сахара да овощной супчик , оставшийся после обеда. Зато таким же вкусным поздно вечером, в Староуткинске, в первые же минуты после девятичасового сплава, был стакан парного молока каждому, с мягкой ватрушкой.
А на завершение, уже на базовом стане, была походно-полевая баня. Где, как известно « из жары да в воду». Последняя , как известно, в первое мгновение кажется ледяной. И вообще, сам микромир русской традиционной бани ( сугубо мужской и сугубо женской по своим частям) , - отдельная тема. И, как отмечали многие родители, их сверхкапризные мальчики, оторвавшись всего на час от мамки, побывав в обществе сугубо мужском, возвращались из этой самой бани немножко «богатырятами».
На заключительную братину, на «крайние» два дня к нам приехала дополнительно группа взрослых воспитанников Полякова С.В., занимающихся по теме «Русское боевое искусство». И многие наши родители сами прикоснулись, смогли оценить ее возможности … А на «Братине» , проходившей в чуме поздней уже ночью, после походно- полевой бани, вручения удостоверений и праздничного торта, когда «мелкие» воспитанники уже крепко спали в палатках, воспитанники «взрослые» делились откровениями, потрясающе не детскими.
Эксперимент обязательно будет продолжен, В каком виде, - вопрос дискуссионный. Часть родителей - инструкторов, выступает за строгое следование идеям основной экспедиции – формированию одновозрастных отрядов. Другие же хотели бы погрузить своих детей в аналог многодетной семьи, т.е в группу разновозрастную.
Что же дальше нам делать? Развернуть бурную рекламу, собрать на будущий год много десятков кандидатов, отобрать из них наиболее нам подходящих, пригласить со стороны очень квалифицированных специалистов…? А м.б. собрать именно родителей инструкторов наших, пусть они пригласят своих родных-близких-любимых ( с детьми соответственно)..! Да и « воспитать» этих самых суперспециалистов из круга собственного…! В котором, как известно, уже настроено самое ценное - общение в соответствии с традициями наших предков.
Будем думать… и действовать

Чеурин Геннадий Семенович.
03.08.2010
фото на http://fotki.yandex.ru/users/inckina-lena/

Последнее обновление ( 06.10.2010 г. )
 
« Пред.   След. »