Учебно-тренировочный семинар для руководителей образовательных учреждений по организации различных форм безопасного отдыха детей. (Формирование личности безопасного типа) Продолжительность: 11 часов. Состав слушателей: Группы по 8-20 человек. Содержание конкретных занятий определяется для группы путём анкетирования и собеседования. Выдается свидетельство. Возможна организация отдельных занятий по согласованным темам Автор и ведущий: Г.С.Чеурин (Сертификат № 271 от 03.07.02 Минобразования Свердловской сбласти) Программа: 1.Проблемы всемирного экологического кризиса - 1 час. Международные Экологические Конференции ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года и Йоханесбурге 2002г. Концепция устойчивого развития и ее кризис. Алармистский (катастрофический) и оптимистический прогнозы развития человечества в XXI веке.Роль и место России в мировом сообществе на пути разрешения экологического кризиса. Фактор северных территорий. Опыт зарубежных стран в использовании этнического опыта 2.Различные способы организации и проведения летнего и зимнего отдыха школьников - 1 час Достоинства и недостатки имеющихся методик, критерии выбора, подготовка руководителей и инструкторов 3.Возможность обеспечения безопасности участников при полном отсутствии оборудования, снаряжения (в т.ч. медикаментов) и подготовки (на основе этнического опыта коренных, народов Севера, Урала и Сибири) - 1 час. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций; факторы тревожности человека; понятия экстремальных условий (ЭУ) и экстремальных ситуаций (ЭС), "натуралистическая", "созерцательная" и "деятельностная" методики преодоления ЭС. Условия совместимости и несовместимости методик в странах Запада, Востока и в России. Экологическое мышление как основной принцип выживания, три методики воспитания экологического мышления – популяционная, промышленная и системная. Климато-географические условия России как фактор формирования российских традиций жизнеорганизации 4.Древнероссийские методики выживания - 0,5 часа. Связь северных и российских традиций; казачьи методики воспитания воина-путешественника; роль народных сказок в воспитании личности безопасного типа, дохристианские и православные традиции сохранения жизни и здоровья. Роль «зоны рискованного земледелия» как системообразующего фактора формирования русского (российского) характера; многонациональность понятия русскости и российскости. 5.Особенности методик нравственного и полового воспитания в различных культурах - 1 час. Традиции нравственного и полового воспитания в натуралистических, созерцательных и деятельностных системах жизнеорганизации. Древнерусское половое воспитание; роль детских и юношеских игр; ритуалы народных праздников как системы нравственного воспитания; тайна (таинство) как неотъемлемый элемент российской культуры. Исторические примеры правильного и неправильного полового воспитания в России. Современное состояние проблемы. Несовместимость различных методик нравственного и полового воспитания; необходимость их совершенствования и сосуществования в России и других странах. 6.Основы системотехники - 0,5 часа Критерии устойчивости системы, закономерности трансляции информации. 7.Российская конфликтология, поведение в экстремальных социальных ситуациях – 1 час.. Введение в конфликтологию ключевые конфликтные слова. Натуралистическая, созерцательная и деятельностная методики преодоления социальных ЭС; демонстрационная игра первого уровня (мозговой штурм и выявление ключевых конфликтных вопросов). Конфликтные и комплиментарные методики общения 8.Проблемы общения в экстремальных ситуациях – 0,5 часа. Закономерности трансляции и восприятия информации, язык жестов. Командные, индивидуалистские и эмпатийные методы общения в ЭС; Различие общения в повседневной обстановке, в ЭУ и ЭС; традиции обращения к личности в различных ментальностях. Сакральная и профанная ненормативная лексика как примитивный элемент общения в ЭС, Причины возникновения деструктивного поведения. Возможность предотвращения терроризма. Язык жестов; различие языка жестов у разных народов; формы выражения благодарности за действия в ЭС у различных народов; древнерусские и православные методики общения. 9.Закономерности формирования групп в различных сообществах - 0,5 часа Критерии жизнеспособности коллектива, необходимые и достаточные роли в группе. Индивидуалистический, коллективистский и общинный методы формирования группы. Выбор стратегий поведения; натуралистический, созерцательный и деятельностный подходы к формированию группы. 10.Постэкстремальные процедуры — 1 час. Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР); Кратковременные и долгосрочные ПТСР; понятие "длинного стресса"; пассивная и активная реабилитации. Физиологические процессы, происходящие в организме человека в "штатном" режиме, при стрессе, в постстрессовой обстановке. Различие "мужского" и "женского" стрессов. Традиционные ошибки в процедурах реабилитации; алкоголь и реабилитация. Возможность предотвращения ПТСР; имеющиеся в наличии народные традиционные средства; русская баня как элемент национальной культуры; различные функции бани у разных народов; баня туристическая; особенности зимней бани; эквиваленты бани. 11.Предотвращение зависимостей от психоделиков — 1 час. Роль психоделиков в древних культурах; закономерности их применения; психоделики биологические и химические; существующие ограничения на применение. Опасность использования несвойственных определенным культурам психоделиков. Существующие методики замещения; стрессовые, эмпатические, душевные и духовные заместители психоделиков; возможность предотвращения зависимостей. 12.Проблема "информационного взрыва" – 2 часа. Переизбыток информации как причина стресса; "вечные вопросы", их роль в формировании сознания в натуралистических, созерцательных и деятельностных обществах; скрытый смысл сакральных текстов; причины суицида и возможность его предотвращения. Методика поиска ответов на жизненно важные вопросы в натуралистических и созерцательных философиях и мировоззрениях. Одно - и многоосновные сообщества; многоосновность России; возможность снижения информационной нагрузки на личность в социальных ЭС.
|