Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Эвристические методики для младших школьников.

Г.С Чеурин
УЦПЧС, г Екатеринбург

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
ПРИ ВОСПИТАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЫЖИВАНИЯ В ПРИРОДНЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Существующие методики тренировок по выживанию в экстремальных условиях и ситуациях, как правило основываются либо на обучении навыкам использования заранее подготовленного снаряжения, либо на передаче фундаментальных знаний «от учителя к ученику».
Оба этих метода мало применимы при обучении младших школьников, т.к. требуют высоких финансовых и временных затрат, и нередко сопряжены с реальной угрозой для жизни обучающихся.
Также малоприемлемой является основная мотивация, применяемая при обучении взрослых, - страх смерти. Последний, как известно, до 12-13 лет практически отсутствует.
В свете вышеизложенного наиболее оптимальными программами обучения младших школьников являются эвристические, креативные, эмпатийные методики, в основе своей несущие принципы опережающей доброты и любви, «активного добротоделания».
Перспективными представляются три методики, апробированные автором с уральскими школьниками в период с 1986 по 2001 год.
1. Методики разведения костра в сложных условиях, из сырых дров.
Появление костра представляется не как демонстрация предусмотрительности человека (заранее приготовленные дрова и растопка), не как совокупность физических и химических процессов, а как рождающееся под руками человека живое существо. В итоге у учащегося, даже впервые в жизни приступающего к разведению огня, «просыпается родовая память» и он как минимум не совершает грубых ошибок.
2. «Общение» с иксодным (энцефалитным) клещом.
Как известно, противоэнцефалитные прививки в детском возрасте нередко противопоказаны. Призывы регулярно осматриваться и удалять ползающих по телу и одежде клещей не «срабатывают», если они сопровождаются напоминанием «укусит, - заболеешь, - умрешь!» Более того, невозможно объяснить ребенку необходимость убийства пойманного клеща, если ранее была экологическая беседа о неприкосновенности всего живого в лесу. Оптимальна «беседа с клещом», как с «хозяином леса», к которому пришли добрые гости и предупреждают его (!) об опасности. Смерть укушенного человека, - из области вероятности, смерть же укусившего клеща практически неизбежна. Объяснение этой истины клещу, с последующим отпусканием «брата меньшего, неразумного», еще не укусившего, но уже пойманного на теле и одежде и в результате: школьники начинают осматриваться не с целью спасения себя, а с задачей спасения клеща(!!). В идеале начинается соревнование, - кто больше клещей «спасет от смерти». Нередко отмечено в таких занятиях интуитивное чувствование ребенком клеща, ползущего даже по внешней стороне одежды.
3. Животные в городе.
Общение с домашними животными особо благоприятно именно в младшем школьном возрасте. Наличие собаки в доме, как известно, помогает ребенку реабилитироваться в случае физических и особенно интеллектуальных перегрузок, связанных с учебной программой в школе. Однако возникает проблема занятости для четвероногого друга. Собаки служебные требуют постоянного профессионального внимания и регулярной дрессуры, что невозможно реализовать силами младшего школьника. Самые же верные четвероногие друзья, - беспородные собаки, - дрессуре не подлежат и оказываются «не у дел». В результате, чувствуя свою «бесполезность», собака нередко становиться в городе источником опасности. Как для окружающих, так и для самого хозяина.
С целью ликвидации данного несоответствия, автором данной статьи совместно с питомником ездовых собак «Эльбрус» (П.П. Смолин) в г. Екатеринбурге в течение 15 лет периодически проводятся соревнования на «личных ездовых собаках».
Простота правил, гарантированное участие исключительно младших школьников «равенство «весовых категорий» и пород собак, малые ресурсные затраты позволяют проводить подобные соревнования повсеместно. Использование возможностей телевидения позволяет превратить мероприятие в событие городского масштаба.
Принципиальное отличие этих соревнований от общеизвестных в России и мире гонок лыжника с собакой – отсутствие палок у лыжника (либо саночника) и круговой маршрут. Решающим фактором победы в этом случае является не сила человека либо собаки, но именно взаимопонимание и взаимодействие школьника и его четвероногого друга. В этом случае беспородные (и наиболее, как известно, сообразительные) собаки оказываются нередко в фаворитах.
Гонки проводятся на льду городского пруда, либо в парковых зонах. Правила и положение о соревнованиях, демонстрационные видеоматериалы, а также методологическая помощь могут быть предоставлены кафедрой БЖ ИФК УрГПУ и Центром ЭВБ

14.11. – 16.11. 2001 г.

Последнее обновление ( 23.12.2011 г. )
 
« Пред.   След. »