Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Патриотизм, безопасность, армия.

Чеурин Г.С.
Руководитель Учебного Центра по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций ООО «ТМО «ИТАЛЛ», руководитель научно-методических программ молодежной учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь»

«Патриотизм, безопасность, Армия. Традиционные казачьи методики нравственно-патриотического воспитания воина-путешественника»

Все три темы тесно ввязаны между собой. В тоже время зададимся вопросом, - а не было ли в истории России аналогичных ситуаций ? И не решали ли наши предки подобных проблем ?
Автор предлагает взять за основу воспитательных молодежных программ принципы как формирования, так и функционирования казачьих общин (обращаясь, конечно, именно к корневой казачьей культуре и традициям). Как известно, казаки в Российском государстве, охраняя дальние рубежи державы, считались отдельным общественным сословием . Они поставляли в Армию не простые отряды новобранцев, но подготовленные, обученные и снаряженные подразделения. Способные при необходимости выполнять ответственные боевые задания буквально «на следующий день» после объявления мобилизации.
В мирное же время казачьи общины не требовали от государства практически никаких внешних ресурсов. Достаточно было государственных гарантий на возможность мирно обрабатывать землю.
И именно эта двойственная (и даже тройственная) роль казака в обществе: хозяин-воин-землепашец,– и определяла некое особое состояние его души как в мирное так и в военное время.
Такие неотъемлемые качества воина как честь, достоинство, высочайший профессионализм и постоянная боевая готовность обуславливались соответствующим тщательно «отрегулированным» культурно-хозяйственно-бытовым укладом. Относительно же боевой обстановки даже «погибнуть с честью на чужбине» (хотя и воспевалось в фольклоре), - на считалось показателем квалификации. Вернуться домой с честью и победой, к своему ОСНОВНОМУ занятию - вот главное мастерство истинного воина. Потому в воспитательно-образовательном процессе на первом плане была подготовка к МИРНОЙ жизни. А «боевые» приёмы изучались вторично, опять же как вариант, имеющий и мирное применение.
В качестве примера внедрения подобной методики в Екатеринбурге уже три года работает Учебный Центр по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций ООО «ТМО «ИТАЛЛ» (УЦЧПС) (Ген.директор, - Зятев И.А., руководитель Центра, - Чеурин Г.С.), в своих программах воссоздающий казачью культуру путешествий.
Центр обобщает более чем 25-летнюю творческую работу группы авторов, профессионально занимающихся изучением и практическим применением в условиях современности культурологического и практического опыта жизнеорганизации как коренных северных народов, так и иных многочисленных народов, населяющих территорию России и сопредельных с ней стран.
Один из реализованных проектов – молодежная учебно-оздоровительная экспедиция «Сибирский путь». Её программа включает в себя методики выживания в различных экстремальных ситуациях, приемы русского боевого искусства, парашютные прыжки (для начала, - с вышки), этнокультурную подготовку, российское традиционное православное нравственное воспитание и многие приемы русской традиционной культуры в целом.
Основная цель экспедиции – воссоздание русской традиционной культуры путешествий, Причем не только и не столько в условиях природных, но и в социальных. Путешествие как форма встречи с людьми, как проявление человека в этом мире, «поиск молодым человеком самого себя»!
УЦПЧС организует:
- летние 12-дневные учебно-тренировочные полевые сборы для юношей и девушек. («Сибирский путь») с минимумом снаряжения. Общее число воспитанников, прошедших курс по состоянию на сентябрь 2008 года, - 505. (sibir-put.ru).
- авторские теоретические и практические тренинги для преподавателей курсов Безопасности и Экологии (Сертификат №271 от 03.07.02).Общее число получивших преподавательские удостоверения по состоянию на 10.04.08, - 792 человек В 1996 год вариант курса использовался в качестве реабилитационно-восстановительного для участников боевых действий в Чечне
- выпуск и распространение авторской методической литературы и видеофильмов по теме выживания в социальных и природных чрезвычайных ситуациях (пособия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», «Самоспасение без снаряжения»). Общее число опубликованных работ, - 226.
- реконструкцию и проведение древнеславянских массовых праздников (Купала, - 2004-08, Масленица, - 2007-08 г.г.)
- состязания по практическому выживанию в экстремальных ситуациях на воде ("Витязи Нептуна")
- прыжки с парашютной вышки (тел. 8-950-201-29-00):
- практические тренинги по русскому боевому искусству;
- занятия в творческом музыкальном коллективе ( www.timertau.ru)
- тренинги по экстремальному плаванию, русской конфликтологии и постэкстремальному восстановлению.
- интернет - проект самоспасение.рф для обеспечения населения и специалистов экстренной информацией по действиям в ЧС (http://archives.maillist.ru/1760/)
В качестве психологической подготовки перед проведением путешествий используется этнокультурная программа, воссоздающая древнеславянские игры, песни и хороводы. В этом же ключе инструкторы экспедиции профессионально занимаются реконструкцией, организацией и проведением древнеславянских массовых праздников.
Программа базируется на изучении опыта мирного освоения Севера, Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки, русского многонационального нравственно-патриотического воспитания, а также современных методиках русской конфликтологии.
В программе значительное внимание уделяется участию девушек. Причем это не моделирование «санитарной помощи на поле боя» (что, естественно, девушками воспринимается скептически), а опять же моделирование необходимых молодежных отношений в общине. Что ещё более актуально во времена мирные.
Подобная методика имеет исторические апробации. Пример, - Уральский Добровольческий танковый корпус, яркий пример реализации именно казачьей методики А также история организации и блестящей реализации марш-броска наших десантников в Приштинский аэропорт 12 июня 1999 года. Последнее требует вообще отдельного изучения.
Не могу не отметить, что наши вечные идеологические противники на достаточно примитивном своем материале последних Балканских войн 90-х годов создали целую серию военно-патриотических художественных фильмов, которые хорошо известны нашей молодежи. Мы же, имея в своем арсенале самое значительное событие, ничего подобного своей молодежи до сих пор не предложили…! В УПЧС проект (синопсис) подобного фильма уже подготовлен.
Таким образом, именно военно-патриотическое воспитание не исчерпывает всей проблемы, хотя сами воинские игры всегда были и будут привлекательны. Возвращаясь к казачьей теме, обратим внимание: казака-воина-путешественника приучали именно к мирной жизни, к грамотному, целомудренному общению с женщиной, с матерью, к мирным путешествиям по родной земле. И вот именно за эту Родину он в бой шел с полным осознанием правоты и необходимости данного деяния.
Именно через казачий хозяйственно-бытовой уклад, через общинный труд, через молодежные игры, через ежедневный контакт с Землей-Матушкой, с природой в России и закладывались в душу будущего воина-путешественника нравственно-патриотические идеалы.
08.09.2008
Литература
1. Чеурин Г.С. «Русские казачьи методики нравственно-патриотического воспитания воина-путешественника» Доклад на семинаре «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2007-2009 годы) (15.11.2007, Екатеринбург, Дом Актёра)
2. Макерова В.В. Психологические принципы и технологии военно-патриотического воспитания. Там же.
3. В. Шолох «Мы пойдем своим путем: безопасность в культуре путешествий» // Журнал МЧС «Основы безопасности жизнедеятельности», 2007, №1.
4. С. Поляков, Л. Полякова, Е. Долганова «Славянские молодежные игры, танцы, песни и хороводы как методика формирования общины перед путешествием на опыте работы учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь» // II международная НПК «Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни»: сборник докладов / под общ. ред. С.Э. Ермакова, Г.Э. Адамовича. – Мн.: ЗАО «Белхардгрупп»; М.: Издательство «Ладога-100», 2007. – 2004 с.
5. Материалы сайта http://www.sibir-put.ru,
6. Тальный Н.П., Нравственное воспитание. Запад, Восток, Россия. // Центр ЭВБ 1999, 10с., ил.
7. Чеурин Г.С., Попов В.П., Трушников Ю.В., Не заблудись и умей жить в лесу.// Центр ЭВБ-ЦМКиНС, Екб.,1999, 32 с. ил.
8. Чеурин Г.С, Самоспасение без снаряжения. Изд-во "Русский журнал", М., 2000, 194 с.
9. Чеурин Г.С., (фото Полякова С.В.) «Экспедиция «Сибирский путь»,Журнал «Уральский Следопыт», № 12, 2005 г.,стр.54-57,
10.Чеурин Г.С. Школа экологического выживания. Пособие по ОБЖ. Екатеринбург, Семейная школа, 1995 г., 64. с.
11.Чеурин Г.С. "Витязи Нептуна"/ серия учебных телевизионных спортивно-тренировочных программ по выживанию в экстремальных ситуациях на воде, в лесу и бытовых условиях/ Екатеринбург, СГТРК-СТК-24-Студия-41, 1995-97 г.г. Продолжительность - 240 мин.
12.«Экспедиция «Сибирский путь», видео-фильм, Студия «Видение» (г. Екатеринбург), автор и режиссер - Юрий Самодуров; Сценарий - Г.С.Чеурин, Ю.В.Самодуров; операторы Ю. Самодуров, О. Максимова , 20 мин., цветной, 2006 г., DVD.
13.«Масленица не Урале», видео-фильм, Студия «Видение» (г. Екатеринбург), автор и режиссер - Юрий Самодуров; Сценарий - Г.С.Чеурин, ; оператор Ю. Самодуров, 15 мин., цветной, 2007 г., DVD.
14.В.Г.Попов Менталитет этнического самосознания казачества: Курган. КГУ, 2005 г., 67 с.
 

Последнее обновление ( 01.12.2011 г. )
 
« Пред.   След. »