Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

Ключевые конфликтные слова.

Г.С.Чеурин,  Центр ЭВБ
г. Екатеринбург
   Нарушение культуры речи, как известно, может привести к психологическому напряжению во взаимоотношениях между людьми, и как следствие, - к возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
   При эмоциональном общении человек, как правило, выражения выбирает редко. Более того, в Российском обществе нередко принято использовать так называемую ненормативную лексику. Особенно это касается экстремальных ситуаций. Это тема отдельных исследований.
   Мы же  остановимся на общеизвестных, ежедневно  ( и даже ежеминутно) нами употребляемых словах, о коварной роли которых многие даже и не подозревают.
   Все дело в том, что в нашем повседневном языке существует около полутора десятков слов, после произнесения которых возможно возникновение конфликта. Причем, как правило, разрушающего. Особенно если спорящие принадлежат к различным, так называемым, культурно-историческим психотипам.
   Слова эти настолько общеизвестны, более того – общеупотребительны, что объявление их таковыми (конфликтными), вызывает элементарное недоумение. Вдобавок аудитория, уже согласившаяся с тем, что слова эти являются именно конфликтными, тем не менее начинает дружно утверждать, что они сами эти слова никогда в жизни не употребляли и не произносили.
   Сомнения сразу же рассеиваются, когда начинается организационно - деятельностная игра на моделирование конфликта. И здесь то, в пылу спора, эти слова и употребляются повсеместно. И на последующем рефлексивном анализе событий каждый убеждается, что именно им произнесенное слово повергло команду в разрушающий конфликт. И элементарная, «детская» загадка оказалась камнем преткновения для целого коллектива.
   Именно знания, полученные через тренинги, становятся для человека действенным инструментом, который работоспособен в любой экстремальной ситуации.
   Многократно отмечено (в полном соответствии с теорией  Э.В. Ильенкова), что информация о ключевых конфликтных словах, полученная без тренажей, в реальных ЭС забывается, и человек продолжает их употреблять, разрушая коллектив.
   Давайте вспомним с какого слова мы в запальчивости спора начинаем свою фразу? Это страшное слово, - нет! Причем оно, как правило, не несет какого либо отрицания. Оно служит исключительно для привлечения внимания, - нет, ты послушай ….!
   Оппонент же Ваш воспринимает его как Ваше «перечеркивание». Причем не столько им сказанного, сколько самой своей личности. И, на уровне подсознания, глубоко оскорбленный, фактически перестает Вас слышать (!!). (Обидчик не может быть прав !!))
   Далее он уже просто ждет, когда Вы закончите свою фразу, чтобы «вставить свою». Причем, можете заметить, свою речь он так же начинает со слова, - нет! Продолжается, «диалог глухих»!
   Особо отметим, - в диалоге людей с одинаковым психотипом употребление этих слов к разрушающему конфликту не приводит. Они слышат друг друга не столько через содержание слова, сколько через интонацию. И даже ключевые конфликтные слова - не страшны.
   При общении же представителей различных психотипов, при изначальном наличии методологического конфликта, - необходимо себя контролировать. Но, еще раз подчеркнем, умение это приходит исключительно через соответствующие тренажи, т.е. посредством участия в организационно-деятельностных играх.

14.11. – 16.11. 2001 г.                                                                                           
 

 

Последнее обновление ( 05.03.2010 г. )
 
« Пред.   След. »